Почему у промышленников нет интереса к новациям?
Добавлено: 2015-02-09, просмотров: 952
Екатеринбург. Одной из причин реформы Российской академии наук (РАН)
называлось желание повысить эффективность работы ученых, сориентировать
их исследования на нужды отечественного производства, его инновационное
обновление.
Действительно, наши ученые, в том числе и уральские,
занимаются не только фундаментальными исследованиями. У них достаточно
много интересных разработок, способных улучшить производственные
процессы, повысить качество выпускаемых товаров, а также есть технологии
создания инновационных продуктов. Только одна лаборатория прочности
Института физики металлов УрО РАН ежегодно оформляет 1—2 патента,
реализация которых промышленниками могла бы пойти на пользу стране и
потребителям.
Большой объем работ ведется по разработке высокопрочных
материалов на основе драгметаллов (золота, платины, палладия) для
ответственных узлов и деталей аэрокосмической техники. Сплавы,
разработанные уральскими учеными еще в 80-х годах, до сих пор
используются в оборонке. Но результаты исследований с успехом можно
применять и в гражданском производстве. К примеру, получение ярко
окрашенных интерметаллидов золота. Как отметил доктор технических наук,
заведующий лабораторией прочности ИФМ Алексей Волков, в начале 2000-х
годов за рубежом стали пользоваться спросом украшения из ярко окрашенных
сплавов золота, к примеру, пурпурного цвета. Отечественные
производители пытались получить такой сплав, но безрезультатно. А ученым
это удалось.
— Интерметаллиды — это химическое соединение металлов, в
данном случае золота и алюминия, — пояснил А.Волков. — Для получения
пурпурного цвета необходимо, чтобы на каждый атом золота приходилось два
атома алюминия. Малейшее отклонение от этого соотношения приводит к
деградации цвета. Используемые в промышленности технологии не
предполагают такого точного соответствия компонентов. Дополнительные
трудности создают и слишком разные свойства этих металлов: температура
плавления, окисляемость. В решении задачи участвовали пять лабораторий.
Сначала изготовили наноразмерные порошки золота и алюминия, потом из них
синтезировали наноразмерный порошок интерметаллида, спрессовали его в
таблетки, которые потом расплавили. В результате получился золотой
образец яркого пурпурного цвета.
Опубликованная на эту тему статья
вызвала большой интерес за рубежом, поскольку полученное соединение
нашло применение не только в ювелирной промышленности. Интерметаллид
золото-алюминий является хорошим оптическим фильтром, что можно
использовать в авиастроении. Покрытие из такого интерметаллида,
нанесенное на фонари кабин или иллюминаторы, резко снижает воздействие
солнечной радиации на летчиков и приборы, поскольку отрезает
инфракрасную и ультрафиолетовую части спектра. В родном Отечестве это
никого пока не заинтересовало.
Не менее плачевна судьба и другой
разработки. Как-то А.Волков обратил внимание на то, что на конечной
остановке троллейбуса валяется множество разрушенных токосъемников, а
водитель забирается на крышу машины, выбивает старый токосъемник и
заменяет его новым. Его заинтересовало, почему это происходит. В
трамвайно-троллейбусном управлении ему пояснили, что такая проблема
действительно существует: в дождливую погоду на длинных маршрутах
токосъемники приходится менять практически после каждого рейса. Это
вызвано невысоким качеством графитовых токосъемников: они очень пористы и
содержат большое количество дефектов.
Ученый предложил снизить
пористость этих деталей путем их обработки в гидростате. Такой прибор
есть в институтской лаборатории, он используется для компактирования
различных изделий из тонкодисперсных порошков или гранул. Принцип работы
гидростата заключается в обработке образцов жидкостью высокого
давления. Ученые и трамвайно-троллейбусное управление решили провести
небольшой эксперимент. Ученые обработали несколько штук токосъемников,
водители троллейбусов провели их испытание, и выяснилось, что надежность
детали повысилась более чем в 5 раз: вместо обычных 260 км работы они
исправно служили на протяжении 1360 км. И опять дело этим и закончилось.
Завод, производящий токосъемники, не обратил внимания на эту
разработку. Очевидно, что предприятию не интересны технологии, которые
приводят к сокращению объемов производства.
Не нашло отклика в России
и другое открытие уральских ученых. Наши исследователи разработали
технологию, значительно повышающую пластичность магния. Как пояснил
А.Волков, магний используется, к примеру, для изготовления корпусов
различных приборов: фотоаппаратов, ноутбуков и т. п., поскольку он в
полтора раза легче алюминия. Но деформировать его трудно, так как магний
— малопластичный материал. Поэтому магниевые корпуса отливают, а
деформируют детали из магния при температуре выше 250 градусов, что не
очень удобно и затратно.
— Мы решили проблему получения тонких
магниевых пластин, — рассказал А.Волков. — Наша работа была отмечена, но
заинтересовала она, опять же, только зарубежных предпринимателей. В
частности, на эту разработку обратил внимание известный европейский
авиастроительный концерн.
Удалось нашим ученым найти и решение
проблемы выхода из строя датчиков положения дроссельной заслонки —
частого брака автомобилей АвтоВАЗа. Оказалось, что пружина этого датчика
изготавливается из неподходящего сплава: вследствие неудачного
соотношения компонентов она имеет очень хрупкие свойства.
— Решение
проблемы лежит на поверхности, — пояснил А.Волков, — но я не знаю, как
достучаться до АвтоВАЗа. А он в принципе не хочет оповестить
исследователей о наличии проблемы и попросить подсказать, как ее можно
решить. По стране бегает большое количество автомобилей производства
этого завода, датчики ломаются, их чуть ли не в 4 смены изготавливают.
Зачем им качество? И так на каждом шагу. Мы можем предложить сплавы с
такими же прочностными и электропроводящими свойствами, как и у
используемых, которые в 10 раз дешевле, но это никому не надо. У
промышленности нет интереса к достижениям ученых. Складывается
впечатление, что диалог науки и производственников — это чаще всего
разговор слепого с глухим. Наука слепа, она не знает, что нужно
предприятиям. Промышленность глуха к научным разработкам, причем еще и
глаза закрывает, чтобы не слышать и не видеть эту науку.
Источник: газета «Уральский рабочий»