Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Потенциал ОПК и нанотехнологий огромен

Добавлено: 2009-02-02, просмотров: 2261


 

ЕКАТЕРИНБУРГ. На Среднем Урале побывал заместитель председателя правительства России Сергей Иванов (в правительстве России он отвечает за развитие оборонного блока и инновационных технологий). Он прилетел 29 января: на 30-е было назначено сразу несколько совещаний и встреч, которые должны были показать, как живётся уральским предприятиям оборонно-промышленного комплекса в современных условиях.

Как живёт оборонка?

Этому, как сообщил департамент информационной политики губернатора Свердловской области, было посвящено совещание «О ходе выполнения государственного оборонного заказа на 2008 год и задачах на 2009 год», которое Сергей Борисович провёл в зале заседаний полпредства. В обсуждении вопроса участвовали губернатор Свердловской области Эдуард Россель, руководители крупнейших предприятий Свердловской и Челябинской областей, военные. Говорили о задачах на ближайшую перспективу. Сергей Иванов отметил, что предприятия «оборонки» находятся не в такой острой ситуации, как вся промышленность. Они финансируются из госбюджета в счёт государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ. «Гособоронзаказ на 2009 год — 1,2 триллиона рублей. На три года эта сумма составляет более четырёх триллионов рублей», — сообщил С. Иванов. Эти средства позволят полностью загрузить производственные мощности оборонной промышленности (с гражданской похуже — снизился спрос).

Сергей Иванов рассказал, что в ближайшее время будет создана межведомственная комиссия, которая определит меры поддержки оказавшихся в самом тяжёлом положении предприятий. Помогут и тем, кто обновляет оборудование и производство за счёт собственных средств.

Зубная паста от физиков

В области есть структуры, которые производят продукцию лучше мировой. Например, институты, конструкторские бюро умеют и могут выпускать уникальные наноматериалы.

В таком институте и побывали после совещания высокий гость и губернатор области. Институт электрофизики УрО РАН был основан в ноябре 1986 года группой ученых, возглавляемых академиком Геннадием Месяцем. В настоящее время здесь сложился уникальный коллектив учёных, чьи научные труды получили известность во всём мире. Тут исследуют импульсную технику и технологии, физику высоких плотностей энергии, ускорители электронов и ионов и так далее. Кроме этого институт разработал несколько технологий и оборудование для их реализации, позволяющие получать материалы с субмикронной и наноструктурой.

То есть его сотрудники изобретают порошки с уникальными свойствами: нанесёшь на керамическую деталь тончайшую, невидимую плёнку — и приобретёт керамика свойства детали из алюминия. Причём технические характеристики этих порошков в несколько раз лучше, чем у имеющихся на рынке. Понятно, что их разработки востребованы как оборонной, так и гражданской промышленностью. Броня становится крепче, детали машин меньше, а несчастные коммунальные трубы дольше не гниют. Когда журналисты спросили о том, как нанотехнологии могут помочь обычным людям, молодые и весёлые учёные ответили: можно зубную пасту выпускать! У нас тогда будут самые крепкие зубы!

Заведующий лабораторией импульсных процессов Института электрофизики, член-корреспондент РАН Юрий Котов ознакомил Сергея Иванова и Эдуарда Росселя с тем, как действует установка для получения нанопорошков металлов, сплавов и их химических соединений методом электрического взрыва. Сергей Иванов и Эдуард Россель высоко оценили деятельность уральских учёных в практическом освоении такого перспективного направления, как нанотехнологии.

Чему удивился вице-премьер

«Областная газета» стала одним из немногих СМИ, которые присутствовали при личной встрече губернатора области и заместителя председателя правительства. Сергей Иванов захотел узнать, как в области обстоит дело с транспортным машиностроением. Тут нам действительно есть чем гордиться. Губернатор рассказал, что на Нижнетагильском металлургическом комбинате выпускают рельсы. А сейчас там идёт реконструкция колёсопрокатного цеха, и скоро железная дорога получит высококачественные колёсные пары. Уралвагонзавод в 2008 году выпустил 19 тысяч вагонов, за пять лет сделает 110 тысяч вагонов, причем самых разных — для перевозки леса, жидкостей, сыпучих материалов. Перешли уже на конкретные штучные заказы, и их становится все больше. «Мы сейчас выпускаем 14 типов вагонов. А надо, чтобы было, как в США, несколько десятков — для каждого груза отдельно», — рассказал о задачах губернатор.

А об Уральском заводе железнодорожного машиностроения, где делают электровозы, созданном за год, губернатор рассказал подробно, и даже немного удивил гостя.

— Вы с нуля его создали? — переспросил вице-премьер.

— Купили на Уралмаше завод, который не работал. Объединили 46 предприятий России и своими силами за год сделали уральский электровоз, — подчеркнул Эдуард Россель. — Подписали контракт на поставку Российским железным дорогам первых 26 электровозов, а в перспективе будем делать 300 в год. Сейчас разрабатываем электровозы, которые работают на переменном токе, делаем маневровые тепловозы для внутренних нужд предприятий.

Миллиарды на свет

«Я постоянно отвечаю на вопрос, как я оцениваю потенциал Екатеринбурга и Свердловской области, — улыбнулся С. Иванов первому вопросу журналистов после личной встречи с губернатором. — Я оцениваю его высоко. Урал — кузница вооружений. В том числе и новых, высокоточных».

А деньги на эти цели у уральских предприятий будут: по словам Сергея Борисовича, объём государственного оборонного заказа для предприятий области в 2009 году — 19 миллиардов рублей. А в 2008-м было 14 миллиардов. Делаем вывод: продукция наших оборонщиков нужна Российской армии.

Чтобы оборонщики, если им понадобится, до получения «оборонных» денег могли получить кредит в банке, правительство России предлагает следующее. «Госконтракт должен выступать гарантией банку, что предприятие получит деньги по нему в полном объёме в определённые сроки. Это должно стать для банков сигналом, что такие предприятия надо кредитовать под более низкую процентную ставку, чем обычно. Конечно, так будут поступать только системообразующие банки», — отметил С. Иванов.

Высоко оценил вице-премь-ер и выставку вооружения «УралЭкспоАрмс», которая уже в седьмой раз пройдёт этим летом на полигоне «Старатель» под Нижним Тагилом. «Судя по заявкам, количество желающих участвовать в ней растёт, несмотря на кризис. Это значит, что выставка важна для страны», — отметил Сергей Иванов.

В конце прошлого года в России прошёл первый Международный форум по нанотехнологиям. Его цель была — сблизить деньги и научные разработки. «Был заключён всего один контракт. Но зато какой — между Михаилом Прохоровым (бывший акционер компании «Норникель») и Уральским оптико-механическим заводом (УОМЗ). Это первое сотрудничество корпорации «Роснано» и частного бизнеса. Это десятки миллиардов рублей. Это разработка светодиодной техники, энергосберегающих ламп, — всегда спокойный вице-премьер даже воодушевился, — это огромная экономия электроэнергии. Потрясающий ресурс для роста экономики!». «17 февраля будет большая выставка, приедет к нам глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс», — дополнил гостя губернатор.

Высокий потенциал не пропадёт

Ответил Эдуард Россель и на вопрос нашего издания. Известно, что губернатор очень многое сделал для того, чтобы сохранить ОПК региона. Нам было интересно: какую роль он отводит оборонке в перспективе, в ближайшие 10–15 лет? «Мы сохранили оборонку, сохранили конструкторские бюро — это главное. Я в сложные 90-е говорил оборонщикам: не надейтесь на гособоронзаказ, выпускайте гражданскую продукцию. И вот, например, Уралвагонзавод производит великолепные экскаваторы. Это наше настоящее. Предприятия активно участвуют в реализации программы стратегического развития региона до 2020 года, — сказал он. — Даже активнее, чем гражданские. И это понятно — у военных предприятий потенциал выше, чем у обычных».

Отвечая на вопросы журналистов, С. Иванов прокомментировал закон, который, по сути, вводит пошлины для большегрузных машин. «Суть его такова. Во всех странах Евросоюза уже давно берут пошлины со всех иностранных длинномерных фур. Получается, что россияне платят за обновление европейских дорог. И за наши дороги тоже наш налогоплательщик платит. Поэтому решили, что водители фур стран, где с нас берут деньги, будут платить за проезд по нашим дорогам. За машину грузоподъёмностью свыше 3,5 тонны — 60 тысяч рублей в год. Разовый пропуск стоит 400 рублей». Таким образом, российская казна ищет самые разные способы пополнения. Однако на вещи по-настоящему для страны важные — оборонку, нанотехнологии — она средств не жалеет. Визит С. Иванова в Екатеринбург это подтвердил.

 

Юлия ЛИТВИНЕНКО, "Областная газета"