Подробности. Совещание главных конструкторов предприятий Свердловской области
Добавлено: 2009-05-05, просмотров: 3492
ЕКАТЕРИНБУРГ. В апреле губернатор Эдуард Россель провёл совещание главных конструкторов предприятий Свердловской области.
- Пожалуй, впервые в этих стенах собрались столь компетентные, авторитетные люди, по сути - интеллектуальная элита уральской промышленности, оборонно-промышленного комплекса, - отметил он, открывая совещание.
Выступая недавно в Кремле на церемонии вручения государственных наград российским космонавтам, Президент страны напомнил о трудных 90-х годах, когда вопреки всем кризисным явлениям удалось сохранить научный потенциал оборонной отрасли. Несмотря на кризис, «мы будем вкладывать деньги в космическую отрасль, российскую науку, в оборонные технологии, - подчеркнул Президент, - потому что, если мы хоть на время прекратим развитие, окажемся отброшенными на десятилетия назад».
Для нас с вами, обратился губернатор к участникам встречи, те времена особо памятны. Сохранив оборонно-промышленный комплекс Свердловской области, наши уникальные конструкторские бюро, мы сберегли промышленность Среднего Урала, её квалифицированные кадры, создали задел, благодаря которому регион стал одним из лидеров российской экономики.
Да, мировой кризис нанёс ощутимый удар по экономике нашей области. Но для каждого из нас кризис этот – поучительный урок, заставивший по-новому взглянуть на самих себя, возможности своих предприятий. Мы, к примеру, пристально вгляделись во внутренний рынок региона. Помните, в декабре прошлого года я поручил правительству Свердловской области разработать программу развития внутриобластной кооперации. Это задание выполнено. В сжатые сроки (а иных у нас теперь просто нет) программа была создана. И уже реализуется. Её задача, чтобы под прикрытием кризиса не погибло ни одно предприятие. Цель – сообща, обеспечить заказами и максимально загрузить мощности каждого из них.
Стремимся сосредоточить товарные и денежные потоки внутри России и, в первую очередь, внутри Свердловской области. Необходимо обеспечить заказами, максимально загрузить производственные мощности предприятий региона.
Почему же пришлось разрабатывать специальную программу развития кооперации? – Обратился губернатор к участникам встречи. - Потому что одна из причин неразвитости кооперационных связей – недостаточная конкурентоспособность продукции, выпускаемой на Среднем Урале. Мы столкнулись с ситуацией, когда наши предприятия импортируют и завозят из других регионов России то, чем ещё несколько лет назад мы сами обеспечивали половину страны.
Обидно, досадно говорить об этом, но факты – вещь упрямая.
Свердловская область всегда славилась продукцией, которая была вне конкуренции, а также талантливыми, умелыми людьми, которые создавали высококачественную, а порой и уникальную продукцию. Помните, на Среднем Урале сформировались целые конструкторские школы, которые и сегодня в иных областях и ныне определяют лицо отечественной промышленности, создающей специальную технику, тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение.
И что характерно: многие разработки не потеряли актуальности и в наши дни. Качество инженерной мысли на долгие годы определяет судьбу изделия, экономику предприятия, которое его выпускает, - заметил Эдуард Россель. – Согласитесь, это повышает роль и ответственность каждого конструктора с первых его шагов на избранном поприще. Ведь всё начинается с идеи. Конструктор выбирает материалы, закладывает параметры качества, определяет технологичность изделия.
Да, сегодня мы живём в иных экономических условиях, где за место на рынке приходится конкурировать в глобальном пространстве. Поэтому я пригласил вас, обратился губернатор к участникам совещания, чтобы вместе обсудить, как нам сделать уральскую продукцию конкурентоспособной, вернуть ей лидерство на рынке, и не только на внутреннем.
С докладом на совещании выступил первый заместитель председателя правительства Свердловской области – министр промышленности и науки Анатолий Гредин.
- С самого начала я хотел бы предложить всем, кто будет участвовать в обсуждении поставленных губернатором вопросов, отказаться от победных реляций и отчетов о достижениях, - сказал он. - Безусловно, каждому из вас есть чем гордиться. Но в целом по Свердловской области наблюдается невысокая конкурентоспособность продукции машиностроения, и сегодня мы должны поговорить о том, как преодолеть эту ситуацию.
Почему акцент делается именно на машиностроении? Потому, что это - единственная отрасль, где создается продукция с высокой добавленной стоимостью. Сегодня именно эта отрасль имеет наибольшие резервы роста производительности труда.
Но даже при этом не удается достигнуть существенного увеличения доли машиностроения в структуре промышленного производства области – она не превышает 20 процентов. Напомню, в СССР доля машиностроения в объеме промышленного производства страны доходила до 40 процентов. Для примера: сейчас в Германии она составляет 54 процентов, в США и Японии – около 45.
Не сформирована и прогрессивная структура регионального машиностроительного комплекса. В Свердловской области – это 220 крупных и средних, 140 малых предприятий, на которых трудятся 168 тысяч человек.
Практически у всех предприятий одни и те же проблемы: организация производства по типу натурального хозяйства, устаревшее и изношенное производственное оборудование по всем переделам.
Можно по пальцам пересчитать предприятия, занимающиеся комплексным техническим перевооружением. Среди них - Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Уральский завод железнодорожного машиностроения.
В качестве примера министр назвал «Пневмостроймашину», где генеральной стратегией развития было выбрано комплексное техническое перевооружение и передача непрофильных операций на аутсорсинг.
Конкурентоспособность – понятие многогранное. В конечном итоге определяется соотношением цены и качества. Чтобы обеспечить высокое качество изделия, в нем должны оптимально сочетаться, как минимум, эргономика, технические решения, эксплуатационные характеристики. А экономическая привлекательность обеспечиваться не только ценой, но и уровнем эксплуатационных затрат на протяжении всего жизненного цикла изделия.
Мы проигрываем в конкурентоспособности серийной продукции, но пока ещё удерживаем их в производстве военной техники, изделий и механизмов для предприятий горно-металлургического комплекса. Вероятнее всего, эта ниша – индивидуальной и специализированной техники – будет осваиваться нашими предприятиями в перспективе.
Что, по мнению министра, обеспечит свердловчанам повышение конкурентоспособности продукции?
Прежде всего, сложившиеся конструкторские школы, традиции которых поддерживаются и развиваются. Например, Уральское конструкторское бюро по вагоностроению Уралвагонзавода, которое является держателем подлинников конструкторской документации на ряд наиболее востребованных грузовых вагонов, цистерн и их узлов. С 1958 года специалистами этого КБ создано свыше 300 технических решений, признанных изобретениями, свыше 50 изобретений внедрено в производство.
Во-вторых, системная инновационная деятельность. В Свердловской области её осуществляют 145 крупных и средних организаций, более 200 малых предприятий. Однако сегодня важно не просто создать новшество и даже защитить его патентом. Изделие нужно вывести на рынок. Только коммерциализация и социализация интеллектуальной деятельности и ее продукта превращает их в инновацию.
Наибольшее количество инновационно - активных предприятий сосредоточено в обрабатывающих производствах (87,7 процента).
К примеру, Уральский оптико-механический завод за счет активного трансферта результатов военных разработок в систему гражданского приборостроения увеличил в общем объеме производства долю гражданской продукции, освоил спектр медицинской, геодезической продукции и светотехники.
В-третьих, использование нанотехнологий. Конкурентоспособность продукции существенно повышается от применения в ней новейших технологий и материалов, которые обеспечивают не только новые потребительские свойства, но и дополнительный экономический эффект у потребителя продукции. Скажем, светотехнические устройства нового поколения позволяют снизить электропотребление в 5-7 раз, а затраты на обслуживание - в 4-5 раз, полностью заменяют импортные светодиоды, а в перспективе - и лампы накаливания.
На чем нас обходят западные компании и Китай? На умелом использовании информационных технологий, скорости внедрения инноваций.
Тому же УОМЗу за счет внедрения информационных технологий и программно-целевого метода управления удалось сократить сроки разработки продукции военного назначения в среднем с 5 до 2,5 лет, гражданской продукции – до 1 года. Ежегодно на предприятии в среднем осваивается около 300 принципиально новых технологических процессов, вносится 1500 инновационных изменений в серийном выпуске продукции.
Многие ли наши предприятия могут похвастаться, что имеют полный цикл автоматизированного проектирования и подготовки производства изделий? К сожалению, нет.
Только ли это мешает повышению конкурентоспособности продукции?
Правильно замечено: все начинается с конструктора. Его идеи становятся отправной точкой в создании любого изделия. Мне приходилось слышать мнение, что конструктор работает в рамках жестких ограничений. Среди них называют дизайн, технологию и стандартизацию. Действительно ли они мешают создавать конкурентоспособную продукцию? – обратился Анатолий Гредин к участникам совещания. И сам ответил: - Вряд ли можно дизайн отнести к сдерживающим факторам. Однако нельзя не согласиться с тем, что значительная часть нашей продукции отстаёт по уровню дизайнерских решений от зарубежных аналогов. Это лишает её перспектив выхода на рынки зарубежных стран, и уже привёло некоторые предприятия даже к потере местных рынков. Сегодня дизайнерские решения не менее значимы в коммерческом успехе, чем инженерно-экономические. Многие ли из вас могут похвалиться высоким уровнем дизайна изделий? Думаю, что нет.
Перспективным направлением развития промышленного дизайна, поддержанным правительством Российской Федерации, является создание центров развития дизайна. Первый из них - Уральский центр развития дизайна - создан в Свердловской области на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Для его создания из бюджета Российской Федерации в 2008 году выделено 100 миллионов рублей. Одновременно, из Фонда поддержки Губернаторских программ Свердловской области выделено 60 миллионов рублей на оснащение Центра современным оборудованием.
Внедрение новых инновационных технологий позволяет увеличить конкурентные преимущества выпускаемой продукции. Например, на НТМК в ходе обновления колесопрокатного производства внедрили технологическую линию по термической обработке железнодорожных колес и бандажей. Благодаря чему эксплуатационная стойкость колес увеличится на 30 процентов. Уралвагонзавод теперь сможет получать колеса требуемого качества не с Украины, а с соседнего предприятия. Повысит ли это конкурентоспособность его вагонов? Безусловно. И, прежде всего, - по ценовым параметрам.
Затрагивая вопросы стандартизации, остановлюсь только на негативных последствиях вольного обращения с ее принципами.
Как нам конкурировать по ценам, когда 80 процентов потребности промышленных предприятий в инструменте - это специальный инструмент, изготавливаемый собственными инструментальными производствами? В то же время, доля специального инструмента за рубежом составляет не более 10 процентов от используемого при производстве продукции. Откуда же у нас такой перекос? От конструкторских решений. Подавляющее большинство специального инструмента предназначено для формообразования поверхностей с нестандартными размерами. Каждый такой размер, дошедший до серийного производства – это дополнительные гигантские затраты на специальный режущий и мерительный инструмент, его учет, хранение, ремонт.
Министр особо остановился на кадровой проблеме. С сожалением приходится наблюдать, - сказал он, - что на всех машиностроительных предприятиях одинаковы проблемы, связанные с инженерным составом: понижение квалификационного уровня, разрыв в поколениях, средний возраст – за пятьдесят лет. С этим неразрывно связаны падение престижа инженерных профессий, низкая заработная плата, отток талантливой молодежи, феминизация инженерного корпуса.
Он обратил внимание на то, что подготовка инженеров в технических ВУЗах концептуально не изменилась. «Всё та же погоня за количеством в ущерб качеству, которое за последние 20-25 лет заметно упало». Есть конструкторские кафедры, но среди преподавателей практически отсутствуют специалисты с конструкторской квалификацией. Поэтому получаем инженеров более чем «широкого профиля». Доля выпускников государственных ВУЗов по специальностям машиностроения и металлообработки не превышает 5,5 процента.
Раньше существовала система стажировки молодых специалистов. Их пестовали более опытные, передавали им свои знания. Сейчас картина кардинально поменялась. Ветераны не очень заинтересованы в передаче опыта. Исключение составляют лишь несколько предприятий, где создана система поддержки и стимулирования наставничества. Среди них министр назвал «НПО автоматики», где, уходя на пенсию, кадровый специалист получает доплату, зависящую от количества специалистов, которых он подготовил вместо себя.
Какие задачи, считает министр А.Гредин, требуют оперативного решения?
Во-первых, нужен эффективный экспертный и консультативный орган по вопросам повышения научно-технического уровня продукции, выпускаемой в Свердловской области. Таким органом должен стать Совет главных конструкторов при губернаторе Свердловской области.
Во-вторых, важнейшая стратегическая задача, которую сегодня необходимо решать разработчикам продукции, это повышение уровня кооперации на базе Программы развития кооперации на территории Свердловской области до 2020 года. Необходимо увеличить долю продукции, поставляемой по кооперации в 2 раза. Это приведёт к повышению производительности труда в промышленности в 1,5 раза и позволит увеличить средний коэффициент загрузки производственных мощностей в промышленности до 70 процентов. Необходимо добиться увеличения доли импортозамещения по наукоемкой, конкурентоспособной продукции не менее, чем на 15 процентов.
В-третьих, необходимо широко распространить опыт передовых предприятий по комплексному решению задач как в области автоматизированного проектирования и технической подготовки производства, так и по техническому перевооружению. Эта задача должна решаться, прежде всего, отраслевыми союзами.
В-четвертых, считаю крайне важным, чтобы усилия конструкторов были направлены на широкое использование нанотехнологий и современных материалов. В решении этой задачи ставку нужно делать на взаимодействие с Уральским центром коллективного пользования «Современные нанотехнологии» Уральского государственного университета.
В-пятых, общими усилиями следует заняться решением задачи качественной подготовки и закрепления конструкторских кадров.
* * *
Из 54 конструкторов предприятий Свердловской области, присутствовавших на совещании в резиденции губернатора, участие в обсуждении доклада приняли девять человек.
Многие поддержали идею губернатора о создании экспертной комиссии по определению возможности изготовить то или иное изделие силами свердловских предприятий, называли «слагаемые» импортозамещения, вырабатывали тактику «захвата» внутреннего рынка и, в связи с этим, отработки внутренней кооперации, повышении конкурентоспособности изделий с маркой уральских производителей. Были единодушны с губернатором: важно, чтобы под прикрытием мирового экономического кризиса не погибло ни одно предприятие. Особо речь шла о подготовке конструкторских кадров, стимулировании наставничества и закреплении специалистов. Некоторые выступавшие провели на совещании своеобразную презентацию продукции, выпускаемой своими коллективами. Что лишний раз подтвердило отправной посыл Эдуарда Росселя: «Выпускать мы можем всё – наша производственно-техническая и научная база, а самое главное – конструкторский интеллект, инженерные и рабочие кадры - свидетельство колоссального потенциала».
Среди адресов резервов многие называли пробелы в техническом взаимодействии крупных предприятий и малого бизнеса, призывали к бережливости инвестиций, указывали на нехватку инжиниринга, отсутствие института продвижения изделия на рынки сбыта, устаревшие методы кооперации усилий смежников, недостаточные контакты вузов с предприятиями - заказчиками на подготовку конструкторов.
Поистине духовным напутствием было воспринято выступление Героя Социалистического Труда, легендарного конструктора Уралтрансмаша Юрия Васильевича Томашова. Он говорил о забытой «конструкторской преемственности», призвал вернуться к иным, не потерявшим своей актуальности, разработкам прежних лет, учесть опыт создания трамвая «Спектр» при подходе к изготовлению уральского троллейбуса, предложил участие родного предприятия в комплектовании «уральского лифта».
Завершая совещание, Эдуард Россель отметил его конструктивизм, нацеленность на перспективу. «Начинать надо с себя, сформировать действенный орган – Совет конструкторов, а внутри его – секции по отраслям и направлениям, - обратился он к участникам совещания. - Нынешнее время предоставило нам экономическую свободу выбора. А выбор свердловчан известен – сделать всё возможное, чтобы, вопреки кризису, росло благосостояние людей труда, каждой нашей семьи».