Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Публикации

Первый в России музей подносного промысла

Добавлено: 2009-05-18, просмотров: 1542


НИЖНИЙ ТАГИЛ. Первый в России музей подносного промысла открывается сегодня после масштабной реконструкции в Нижнем Тагиле. Он расположится в просторном, на 26 окон, двухэтажном старинном доме потомственных иконописцев Худояровых на территории этнографического комплекса. В экспозиции - около 200 подносов, в запасниках - еще более 500.

 

Как сказала ИТАР-ТАСС замдиректора по науке музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Альфия Фахретденова, представлена вся мозаика промысла - от зарождения в 40-х годах XVIII до зрелости конца XIX веков. «Тагильские подносы во время взлета школы представляли собой и великолепные картины, и живописные скатерти большого размера, - рассказала она. - Законодателями тогда были родоначальники этого искусства - Худояровы, и известные мастера - Перезоловы, Колногоровы, Головановы, Дубасниковы и другие. В экспозиции - и времена взлета, и потери традиций. Бережно сохранен и период возвращения школы в 70-е годы XX века. Тогда сотрудники НИИ Художественной промышленности, работая на Урале со старыми мастерами, восстановили эту роспись. Показаны и сегодняшние работы лучших мастеров - их подносы, как и столетиями прежде, становятся брэндами Урала».

 

По словам директора музея-заповедника Эльвиры Меркушевой, тагильская школа почти на столетие старше более известной жостовской. «Мастера из Жостова учились на традициях Тагила, но потом выработали свое письмо - лессеровочное, - рассказала она. - Особого оптического эффекта жостовцы добиваются специальной технологией и прозрачными красками. У нас доминирует разбельное, или маховое письмо, когда на кисточке - две краски любого цвета, а на кончике - обязательно белила. Краску наносят свободным веерообразным движением, и объема мы добиваемся одним мазком. В отличие от жостовской, тагильская школа менее реалистичная, особый ее «конек» - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции».

 

Как сказала глава Нижнего Тагила Валентина Исаева, музей может стать мировой достопримечательностью благодаря огромной коллекции совершенно особого жанра. «Разумеется, подъем такого музея требует средств. Так, в нынешнем году расходы на культуру в городе увеличены на 15 млн до 339 млн рублей. При том, что прогнозируемый доход городского бюджета снижен из-за кризиса почти на полмиллиарда. Но мы идем на это, потому что культура не должна быть «падчерицей», это - вклад в человеческий дух. А кризис не вечен», - резюмировала мэр.