Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Российские учёные собирают вездеход для Севера

Добавлено: 2015-06-14, просмотров: 612


Вездеход «РУСАК» с колёсной формулой 8х8, предназначенный специально для эксплуатации в суровых северных условиях, конструируют в научно-образовательном центре «Транспорт» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Машина сможет преодолевать глубокий снег и болотные топи, передвигаться в районах разлива рек, и при этом будет максимально экономной и дружественной к природе.

Вездеход_РУСАК Внешний вид (проект дизайна) вездехода

Изобилие выбора на автомобильном рынке, которое для среднестатистического российского потребителя слегка подкорректировал взлёт доллара в конце прошлого года, увы, никогда не ощущалось в Арктике. В российской части самого сурового на планете из всех обжитых людьми регионов (площадь нашей Арктики 4,4 млн. км2) постоянно проживает около 2 млн. человек. Кроме этого, в Северных и Северо-Восточных регионах России порядка 25% населенных пунктов с 20 млн. жителей не имеют регулярного транспортного сообщения с соседними поселками, а 40 000 населенных пунктов не имеют дорог с асфальтобетонным покрытием. Людям, проживающим в таких условиях, нужны особенные машины, чтобы иметь доступ к больницам, школам, услугам администраций, да и вообще иметь возможность поддерживать связь друг с другом, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, не редких на северной окраине Земли. Но большинство популярных моделей, завлекающих покупателя в витринах столичных автосалонов, конечно же, им не подойдут. Как правило, для северного экстрима используют гусеничную технику либо модернизированные версии мощных внедорожников.

Вездеход_РУСАК

Учёные Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева поставили перед собой цель решить транспортные проблемы северян с помощью своей разработки – амфибийного вездехода «РУСАК» с колесной формулой 8х8, обладающего высокой проходимостью и хорошими экологическими характеристиками. Он без труда преодолеет болота, метровые преграды из свежевыпавшего снега, водные преграды на равнинных реках с течением не более 5 км в час. У него будет два бензобака, обеспечивающих дальность хода на суше порядка 650 км, а на воде – 150 км.

Вездеход_РУСАК

Эскизный проект российского чуда техники практически готов. Для него разработаны все основные узлы. В конце этого года агрегаты будут произведены в железе, после их соберут в единую конструкцию. Сейчас ученые работают над дизайном автомобиля, а к середине 2016 года обещают собрать первый экспериментальный образец.

Справка STRF.
Из чего состоит вездеход «РУСАК»
Вездеход_РУСАК Фрагмент компоновки машины

Для вездехода разработаны все основные узлы, которые в 2016 году воплотятся в опытный образец:
– оригинальная 6-ти ступенчатая механическая коробка передач, имеющая командное и автоматическое управление, благодаря чему упрощается процесс переключения передач в условиях бездорожья или глубокого снега, и в целом повышается комфортность управления транспортным средством,
– 2-х ступенчатая раздаточная коробка, согласованная в своих характеристиках с коробкой передач и другими агрегатами трансмиссии, имеющая блокировку дифференциала, которая включается при преодолении особо сложных участков местности,
– привод водяного движителя (водомета), четыре ведущих моста с гипоидными главными передачами и межколесными блокировками. При этом внутренние ведущие мосты являются проходными, обеспечивая оптимальную компоновку машины, с меньшим количеством узлов и агрегатов в трансмиссии,
– колесные редуктора, существенно увеличивающие крутящий момент на огромных ведущих  колесах, диаметром 1,3 метра и повышающие дорожные просвет машины до 570 мм,
– разрабатывается оригинальные корпус и рама-лодка, которая позволит передвигаться по воде, и регулируемый дорожный просвет, обеспеченный гидропневматической подвеской

«Определённые технические решения мы прорабатывали в более ранних проектах, например, по ходовой части, по подвеске, по рулевому управлению, – комментирует ответственный исполнитель проекта, заместитель директора НОЦ «Транспорт», к.т.н, доцент Александр Блохин. – Особенность этого вездеходного транспортного средства в том, что оно будет полностью управляемым в экстремальных условиях. Все его 8 колес диаметром 1,3 метра способны поворачивать, причем в зависимости от скорости движения может быть поворот как первых двух осей, так и всех четырех. При этом, первые две и третья с четвертой осями могут поворачивать в разные стороны. Сделано это для того, чтобы уменьшить угол поворота и соответственно повысить маневренность и устойчивость транспортного средства при движении с относительно большой скоростью – 50–60 км в час, а также при выходе из глубокой колеи, образованной после тяжелых грузовиков, тракторов или какой-либо другой спец. техники. Ограничение по скорости обусловлено тем, что предполагается использовать шины сверхнизкого давления, которые больше подходят для северной природы, поскольку позволяют лучше преодолевать глубокий снег и двигаться по болоту, а также не создают большого давления на грунт – среду обитания редких видов животных и растений. Правда, с другой стороны, такие шины могут потерять устойчивость при высоких скоростях.

Однако в тех условиях, в которых будут эксплуатироваться вездеходы, – в болотах, на снегу, на бездорожье, – говорить о высоких скоростях вообще не приходится. Там даже езда со скоростью 20–25 км/ч кажется запредельной».

Предполагается, что вездеход будет иметь ряд преимуществ по сравнению как с адаптированными к северу внедорожниками, так и с гусеничной техникой.

Вездеход_РУСАК

«Качество вездеходов, которые создаются на базе серийных автомобилей, не очень высокое, потому что изначально заимствованные узлы и агрегаты не предназначены для эксплуатации в сложных северных условиях, при которых могут возникать пиковые нагрузки на детали и серьезные температурные перепады (в сутки до 30–40 ºС). В итоге это приводит к тому, что качество изделий имеет невысокую надежность, случается очень много поломок и отказов, – поясняет Александр Блохин. – Используемая сегодня на Севере гусеничная техника имеет более высокую проходимость и грузоподъёмность, чем колесная, но у нее значительно меньше скорость, плюс она наносит большой ущерб экосистеме, и слишком дорога в эксплуатации. В своей разработке мы постарались учесть все эти моменты. И технические характеристики, и экологию, и экономику. Грузоподъемность нашей машины будет около 2 т.

По части расходов можно привести такой пример: если расход топлива гусеничных машин порядка 100 литров на 100 км и более на твёрдых опорных поверхностях и грунтах, то у нашего вездехода составляет 22–25 литров на то же расстояние.

При движении по снегу у колесной и гусеничной техники потребление топлива может увеличиваться в 2 и более раза. Учитывая то, что пробеги между точками могут быть достаточно большие, порой более 600 км, можно сказать, что расход топлива в северных районах является одним важных эксплуатационных показателей. Результат: на нашей машине не придется устанавливать дополнительные топливные баки, вместо них можно взять больше груза. Мы ориентируемся на оптимальное сочетание в этом вездеходе показателей высокой проходимости, производительности и эффективности движения на опорных поверхностях с низкой несущей способностью (снег, песок, болота), не уступающей гусеничным машинам аналогичного класса, и экологичности, достигаемой использованием дизельного двигателя стандарта Евро-4 и движителя с высокими экологическими качествами, необходимыми для северной природы».

Ориентировочная цена вездехода, по оценкам разработчиков, составит 3,5–4 млн. рублей в зависимости от комплектации. Основными потребителями машины будут всевозможные службы и хозяйства северных и северо-восточных районов страны, – МЧС, районные и сельские администрации, газовики, энергетики, а также обычные люди, например, охотники и рыболовы. Выпускать автомобиль будет индустриальный партнер института – ООО «Завод механических трансмиссий», входящий в Группу «КОМ».

Проект «Разработка, исследование и создание амфибийного вездеходного транспортного средства с колесной формулой 8х8 и высокими экологическими качествами движителя для обеспечения жизнедеятельности на Севере» (уникальный идентификационный номер RFMEFI57714X0080) поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

Источник: Наука и технологии РФ