Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Продукт без продвижения

Добавлено: 2015-11-09, просмотров: 529


Инноваторам и инвесторам не хватает взаимопонимания

Органическая электроника и фотоника особенно востребованы в авиации. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Органическая электроника и фотоника особенно востребованы в авиации. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Российским инновационным проектам не хватает финансирования на стадии трансферта технологий, отметили участники прошедшего в ТПП РФ "круглого стола" "Представители бизнеса и инвесторы. Условия взаимодействия". Когда возникает идея, государство, как правило, дает деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Бизнес готов вкладываться на этапе, когда уже есть промышленный образец или готовая партия продукции. Но вот между этими стадиями, когда проект несет в себе большие риски, есть разрыв.

Чтобы его преодолеть, нужно развивать проектно-инжиниринговую деятельность, уверен вице-президент Нанотехнологического общества России Борис Павлов. По его словам, когда есть проектный офис, который управляет полным жизненным циклом проекта от идеи до реализации и утилизации продукции, привлечение финансовых средств из разных источников становится реальностью. Например, сегодня формируются новые глобальные рынки на основе органической электроники и фотоники. В России созданы опытно-промышленные образцы сенсоров, которые по своим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам. Однако для их дальнейшего продвижения на рынок нужен хороший инжиниринг. Спрос на такие сенсоры есть практически во всех отраслях, от энергетики до авиации. Вообще многие инновационные проекты сегодня носят межотраслевой характер.

"В России есть хороший опыт функционирования проектных офисов, но их очень мало, - отметил Павлов. - В развитых странах, где успешно развивается экономика, проектных офисов на порядок-два больше, чем у нас. Сегодня многие приходят с идеями, которые нужно и технологически, и технически, и финансово обосновать, подготовить к реализации. Но проектных офисов, которые бы управляли полным жизненным циклом проекта, сегодня в России практически нет. Да, есть проектные офисы, которые занимаются разработкой проектов, но управлением от идеи до создания и выпуска продукции, ее трансформации и модернизации и потом утилизации - этим практически никто не занимается". А ведь главная цель инновационного проекта - получить коммерческий результат. Для этого нужны хорошие маркетологи, которые прекрасно владеют рынками сбыта не только существующей, но и будущей продукции. Это серьезная задача, которую необходимо решать, и главная цель инвестиций в науку, считает эксперт. "Мы предлагаем развивать технологические инжиниринговые компании (ТИК), добавил он. - Пример - это наноцентры Роснано, целая сеть, но этого явно недостаточно. Подобные компании должны создаваться во всех сегментах науки".

Проектных офисов, которые бы управляли полным жизненным циклом проекта, сегодня в России практически нет

Управляющий партнер Starta Capital, председатель административного совета Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) Людмила Голубкова подчеркнула, что взаимодействие инновационного бизнеса с инвесторами не имеет отношения к продукции. По ее словам, дело в жестком мировоззренческом конфликте: много говорится о том, что инженеры должны, наконец, научиться продавать. "Не умеют и не должны инженеры продавать, - убеждена эксперт. - Они должны понимать, что есть вид деятельности под названием "создание ликвидной компании". Должны понимать инвестиционные процессы". По ее словам, промышленные инвесторы не поддерживают разработки и не содействуют выводу продукта на рынок. Инвестор вкладывает средства не в проект - в компанию, имеющую активы и обладающую ликвидностью. "Ликвидная компания - та, которую можно продать на рынке другому инвестору, либо основатели могут выкупить свою долю. Все это происходит на рынках капитала. К инновационной продукции, федеральным программам это не имеет никакого отношения. У российских промышленных проектов есть проблемы с качеством ликвидности, и они лежат не на уровне отдельных компаний", - отметила Голубкова. В частности, по ее словам, среди инженеров и разработчиков нет представления о современных способах вывода промышленных разработок на рынки капитала. Сохраняется упор на решение технических проблем, что подтверждают и сами предприниматели. "Инженеры больше ориентируются на технические аспекты, а надо больше понимать, что нужно инвесторам. Денег много, но у самих проектов нет понимания, как их привлекать", - рассказал генеральный директор "Нилар" Роман Куликов.

По словам Голубковой, в России созданы все необходимые институциональные механизмы, чтобы инвестировать в промышленные компании. Например, при отборе проектов инвесторы могут пользоваться экспертизой "Сколково" и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - бесплатно. "Уровень экспертизы высокий, нам его достаточно, чтобы принимать инвестиционные решения", - добавила она. Компании же должны понимать, что для инвестора ценность - не изобретение и продукт, а сам проект, который должен быть надлежащим образом оформлен и управляться.

Помочь малым инновационным предприятиям привлечь инвестиции с Востока готовы в процессинговом центре Энергетического клуба ШОС. Как рассказал его руководитель Дмитрий Любомудров, сейчас центр формирует портфели проектов таких предприятий, которые можно было бы "прицепить" к проектам крупным, интересным инвесторам ШОС. В частности, рассматривается несколько проектов в сфере энергетики, причем портфель формируется на основе спроса крупного заказчика, поэтому нет проблем "ни с финансированием, ни с коммерциализацией, ни с внедрением".

"Российская Бизнес-газета" - Инновации