Сергей Иванов определили слакое звено в наноиндустрии
Добавлено: 2008-02-18, просмотров: 3540
МОСКВА. 15 февраля 2008 г. состоялась коллегия Министерства образования и науки России, на которой были обсуждены итоги деятельности Минобрнауки в 2007 г. и задачи на 2008 год. В работе коллегии принял участие первый вице-премьер Правительства РФ, курирующий направления науки и нанотехнологий, Сергей Иванов.
Он выступил с рядом тезисов о перспективных направлениях российской науки и образования, а затем выслушал отчетный доклад министра Андрея Фурсенко, выступления в прениях вице-президента РАН Валерия Козлова, председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, заместителя Министра экономического развития и торговли РФ Александру Левицкую, руководителя Федерального агентства по науке и инновациям РФ (Роснауки) Сергея Мазуренко.
В ходе своего выступления, С. Иванов, в частности, отметил, что «миссия Министерства – это обеспечение новой экономики высококвалифицированными кадрами, эффективное управление развитие самой науки и организация тесного взаимодействия с бизнес-сообществом. Третью задачу я бы поставил во главу угла».
Самая острая проблема российской экономики, на его взгляд, это нехватка высококвалифицированных кадров: «На предприятиях разных форм собственности …все руководители говорят: У нас нет проблем с деньгами, с закупками любого оборудования, у нас одна проблема – кадры. …Все сейчас начинает упираться, в первую очередь, в кадры. Не хватает менеджеров, высококлассных инженеров (а лучше и то, и другое, в одном флаконе, извините за моветон), и высококвалифицированных рабочих».
Первый вице-премьер отметил, что последним по ряду специальностей требуется высшее образование: «Люди с высшим образованием работают у станка, но мы то с вами понимаем, какой это станок, и какое образование нужно для того, чтобы на таком станке работать. Материальных жалоб от таких рабочих я не слышал, они получают 80-90 тыс. в месяц. Но таких рабочих очень мало».
По мнению С. Иванова, России необходима «широкая интеграция науки и образования, их совместная деятельность в интересах и по заказам нашей растущей экономики. Только объединение усилий этих двух составляющих позволит, во-первых, полноценно задействовать потенциал российской академической науки. Во-вторых, обеспечить современную профессиональную подготовку молодежи, в-третьих, воспитать у нее устойчивую мотивацию к инновационной деятельности, и в-четвертых, существенно повысить качество научных исследований. И, в конечном итоге, создать необходимые условия для коммерциализации результатов научной деятельности».
Он также подчеркнул, что при движении к этим целям должны соблюдаться единые подходы, а именно: «конкурсная основа и прозрачность распределения бюджетного финансирования, государственно-частное партнерство, развитие центров коллективного пользования, широкое международное сотрудничество и выработка актуальных научных проектов».
Говоря о проходившей последние несколько лет реформы Академии наук, С. Иванов отметил, что «последовательная реформа академического сектора предоставила нашему РАН значительно большие права и одновременно возложила на РАН большую ответственность, в том числе финансовую».
Он акцентировал внимание коллег на словах «прямую финансовую ответственность», а затем продолжил: «а также свободу выбора тематики исследования. Мы долго к этому шли, непросто к этому шли, я помню, какие были жаркие дискуссии, но в итоге мы коллективно пришли к такому принципиальному подходу: больше свободы, больше ответственности».
С. Иванов напомнил, что впервые были сформулированы и обеспечены ресурсами пятилетние перспективы развития фундаментальной науки: «На 5 лет вперед мы определили и направления и выделили под это финансовые ресурсы».
Первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, выступая на Коллегии Минобрнауки, отдельно остановился на проблемах развитии наноиндустрии. Он напомнил, что «2007 год стал во многом определяющим. Постановлением Правительства была утверждена федеральная целевая программа развития инфраструктуры развития наноиндустрии в РФ до 2010 года, создана госкорпорация “Роснанотех”».
По его словам, «причина столь пристального внимания к наноиндустрии очевидна. Именно нанотехнологии в силу специфики и перспективности этого направления призваны стать одной из ключевых точек роста всей страны в целом. Добьемся мы успеха здесь, значит, обеспечим условия для успеха всей высокотехнологичной сферы».
Он рассказал о том, что «на заседании Правительства по развитию наноиндустрии в январе 2008 года, было признано, что господдержка Правительством наноиндустрии является адекватной, т.е. денег мы выделили достаточно. …Вопрос сейчас стоит в другом. Дело, опять-таки, не в деньгах, а в коммерциализации конкретных проектов. И здесь у нас дела обстоят не блестяще. В черновом плане такие проекты есть, ...надо эту работу завершать и выходить на конкретные проекты».
С. Иванов выразил убеждение, что Министерство образования и науки должно играть ключевую роль в развитии наноиндустрии: «При этом мы должны отдавать себе отчет, что только активное привлечение частного бизнеса способно всемерно содействовать эффективному развитию науки и позволить значительно сократить путь от возникновения идеи до созданного на её основе конкретного, востребованного на рынке продукта».
По словам первого вице-премьера, эта цепочка, звено «идея – её коммерческое исполнение» - самое слабое в движении России по развитию нанотехнологий: «Мы этого делать не умеем, мы раньше этим не занимались. Но все прекрасно понимают, что без этого звена мы не добьемся тех результатов, на которые рассчитываем, особенно в прикладных отраслях науки».
Далее С. Иванов отметил, что прямое воздействие государства на сферу наукоемких технологий в большинстве случаев не позволяет ускорить процесс внедрения инноваций: «Прямое, тупое бюджетное финансирование не дает эффективных результатов».
В этой связи, он напомнил об опыте Великобритании, где также пытались создать инновационный сектор экономики за счет госсредств. «Деньги, по существу, ушли в песок, ничего не получилось, и только процесс включения частных консалтинговых компаний в эту сферу позволил добиться весьма неплохих результатов». С. Иванов привел статистику по развитию инноваций в Кембридже, где 900 инновационных компаний обслуживаются 13 тыс. консалтинговыми сервисными компаниями, т.е. на 1 инновационную компанию приходится 13 сервисных.
По мнению Иванова, «подобная практика, когда на базе университетов и научных центров создаются различные технополисы, территории науки, бизнес-инкубаторы, наиболее востребована во всем мире. Именно подобный подход лежал в основе экономического чуда в Японии, а сегодня практически во всех университетах США, старой и молодой (Восточной) Европы, странах Тихоокеанского региона, в Индии существуют и функционируют научные парки или их аналоги. Причем повсюду они содействуют проведению перспективных разработок и одновременно придают бизнесу современный инновационный характер».
Он отметил, что «наукопарки – это визитные карточки прогрессивной экономики. И то, что в России последовательно идет формирование целой сети подобных структур, является весьма показательным. В частности, 12 муниципальных образований уже получили статус “наукограда”, и я уверен, что в самое ближайшее время этот процесс продолжится».
С. Иванов также сказал о том, что «у Правительства есть планы расширения сети наукоградов, в том числе в авиационно-космической сфере. В этих центрах наукоградах сосредоточены главные научные ресурсы страны. Там ведется разработка ключевых проектов, позволяющих производить высокотехнологическую конкурентоспособную продукцию».
По его словам, в России также созданы особые экономические зоны технико-внедренческого типа в Зеленограде, в Дубне, Томске и Санкт-Петербурге. Они строятся быстро, эффективно и расходование бюджетных средств находится под постоянным контролем Правительства. С целью развития инновационной среды, обеспечивающей конвейерное производство новых зданий одобрена программа развития технопарков в сфере высоких технологий.
Иванов повторил, что идея технопарков не является российским ноу-хау, «мы здесь не изобретали велосипеда»: «Эффективность технопарков проверена экономиками всех ведущих стран мира без исключения». По его словам, в Германии доля государства в финансировании технопарков составляет 78%, во Франции 74%, в Бельгии 100%.
Существенная часть этих средств – вклад конкретных регионов: субъектов, графств, префектур и т.д. Местные власти борются за право открыть у себя технопарки, потому что «деньги возвращаются быстро и сполна. Отрадно, что многие субъекты РФ стали активно ставить вопрос об оказании помощи в создании технопарков».
Сергей Иванов описал также объективное состояние российской наукоемкой экономики: «Если оценивать наши достижения на рынке наукоемкой продукции, то картина выглядит весьма и весьма плачевно. Лишь 0.3% этого рынка принадлежит России. К примеру, доля США составляет 36%, Японии 30%, Германии 16%. Это – объективная планка, где мы сегодня находимся».
При этом С. Иванов не склонен пребывать в пессимистическом настроении и вот почему: «Многие страны совершали прыжок через несколько ступенек, и если мы правильно сориентируемся, будем вкладывать средства именно в перспективные отрасли инновационной экономики, то мы легко и быстро, а я в это верю, можем существенно повысить долю высокотехнологичной продукции в общем объеме ВВП России».
Он полагает, что этому рывку может помочь объективные и существенные преимущества России по отдельным областям научно-технической сферы: «Прежде всего, это относится к авиации, ядерной энергетике, энергетическому машиностроению, космической сфере. Есть перспективы в развитии средств связи, топливных элементов, теле- и радиоаппаратуры, фармацевтике, отдельных направлениях химии, а также оптоэлектроники, а также лазерной технологи, здесь позиции России достаточны крепки».
Именно развитие этих направлений, по мнению С. Иванова, позволит решить поставленную Президентом РФ В. Путиным задачу по сохранению высоких темпов роста ВВП при условии принципиального изменения структуры этого роста, а именно активного замещения доли первичной энерго-сырьевой составляющей инновационными отраслями. И в этой задаче Минобрнауки должно сыграть важную роль.
Полит.РУ