Перспективы ямальской рыбодобычи
Добавлено: 2008-09-01, просмотров: 2952
САЛЕХАРД. Результаты путины этого года – очевидное продолжение работы года прошлого. Многоводность сохранялась в 2007 году до середины сентября. Такое в нашей природе бывает один раз в семь-десять лет. Тот год позволил сохранить и вырастить большое количество щуки. И предприятия, которые находятся на магистрали Оби, стали ловить эту рыбу в большом количестве. Одновременно со щукой был хороший выход язя. В таких условиях после распределения к началу года квот на вылов рыбы рыбодобывающие предприятия Ямала и приступили к работе.
Летняя путина началась в нынешнем году 29 июня. Поздновато: весна была затяжная. Но, тем не менее, все предприятия добычу рыбы начали вовремя. И в итоге за семь месяцев текущего года рыбаки ямальских предприятий выловили по сравнению с аналогичным периодом года прошлого на 1370 тонн рыбы больше. Все рыболовецкие организации автономного округа с января по июль добыли 3749 тонн рыбы, что на 1370 килограммов больше прошлогодних показателей. Самый большой общий улов среди рыбодобывающих предприятий - у ЗАО «Горковский рыбозавод»: 692 тонны 300 килограммов. Это на 467 килограммов больше, чем в году минувшем.
Следует вспомнить, что в 2006 году и начале 2007-го был запрет вылова ряпушки в районе Яптик-Сале в зимнее время (таким образом пытались увеличить поголовье ряпушки и снизить браконьерство, впрочем, ожидаемого результата эти меры не дали). И вот, с прошлого года снова начал работать Новопортовский завод в районе Яптик-Сале. Отработал он очень даже неплохо: только в этом году добыли 570 тонн рыбы.
Среди сельхозпредприятий, занимающихся промышленным ловом, самый высокий результат у МСП «Мужевское» - 120,8 тонны. Всего же сельскохозяйственными организациями выловлено с начала года по август месяц 778,8 тонн рыбы (на 310 килограммов больше 2007 года). Практически ни одно предприятие с начала года не допустило пролова. Лишь в ООО ГСХП «Гыдаагро» выловили пока на 9,4 тонны меньше, чем за первые семь месяцев 2007 года.
Если в прошлом, не очень удачном, году мы добыли 7900 тонн рыбы, - говорит заместитель директора Департамента по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО, начальник Управления координации рыбной отрасли Владимир Твердовский, - то в этом году уровень восьми с лишним тысяч тонн мы преодолеем спокойно. Неплохая обстановка на предприятии Тазагрорыбпром в Тазовском районе. Самый интенсивный лов у них на реке Таз в августе: ловят неводами и щуку, и сырка, и пыжьяна, и язя, и щекура, словом, - практически все. И большой ход ряпушки у них происходит в районе Находки и Мессо. Ряпушки они добывают порядка шестисот тонн. Словом, и в восточной зоне рыбаки свои плановые задания перевыполняют.
Рыбака заставлять работать не надо. Результат его работы во многом зависит от руководителя: обеспечь рыбака своевременно квотами на вылов рыбы, бударками, сетеснастными материалами, спецодеждой, запчастями и ГСМ – и результат работы наверняка будет отличным. Потому что период интенсивной добычи рыбы у нас – три месяца. И отдельным предприятиям, к примеру – Аксарковскому рыбозаводу, за это время нужно наловить столько рыбы, чтобы нормально жить целый год. Так что, отлично знают: как путину отработаешь, так и будешь весь год жить.
Рыбная отрасль Ямала развивается исключительно за счет окружных программ по развитию рыболовства и тех денег, которые выделяются за счет программы «Сотрудничество». Вот и три новых судна, построенные предприятием «Тюменьсудокомплект» для ямальских рыбаков, оплачивались из средств «сотрудничества». Это несамоходные суда, расположенные на 200-300-тонных баржах. На них располагаются по две камеры шоковой заморозки рыбы до 10 тонн в сутки и емкости для хранения замороженной рыбы на сорок тонн. На этих судах созданы прекрасные условия для персонала. И жилье, и камбуз, и комната отдыха, и даже минисауна имеется. Два новых судна отправились в агрофирму «Приполярное» Красноселькупского района, а еще одно - в Тазовский район.
Владимир Твердовский работает в рыбной отрасли уже тридцать шестой год. И сейчас он откровенно заявляет, что мечты его, наконец, начинают сбываться: обрабатывающая база максимально приближается к добыче рыбы. «Рыбак приплыл, - поясняет он, - и тут же сдает рыбу на судно, где ее сразу же моют, охлаждают, подвергают шоковой заморозке, затем глазуровка и - хранение. Ничего лучшего нам и не надо».
Рефрижераторными судами в течение этого и следующего годов ямальские рыбаки будут обеспечены настолько, насколько это необходимо. Сейчас настоящий бич для рыбной отрасли нашего региона - неконтролируемый, браконьерский вылов муксуна в зимнее время. А ведь лов муксуна зимой у нас вообще запрещен!
Тем не менее, Тюмень насыщена зимним муксуном. Коммерсанты до конца лета не обращаются к нам за муксуном, потому что им хватает того, то они закупили зимой. Причем, зимой муксуна было – море, цены доходили до 150 рублей за килограмм. А сейчас цены увеличились: на рынке свежий охлажденный муксун стал стоить 300 рублей за килограмм. Если такими темпами браконьерство будет продолжаться, то мы просто-напросто потеряем муксуна на Ямале полностью. Кто же разрешает провозить караваны машин с этой деликатесной ямальской рыбой? Очевидно, что именно тот, кто и охраняет: ведь у нас всего лишь пара дорог из восточной зоны автономного округа ведут на «большую землю». Перекрыть их для браконьеров – много труда не надо. Вывозят рыбу, конечно, зимой и вертолетами, но по воздуху такого количества рыбы не вывезти.
На этот год для промышленного лова муксуна была выделена квота в три тысячи семь тонн. На следующий год квота вылова уменьшена на 95 тонн. Потому что еще два-три года такой интенсивной «охраны», и мы будем муксуна в «Красную книгу» заносить.
Буйным цветом расцвело браконьерство с 2002 года. Тогда была странным образом реорганизована система рыбоохраны. Инспекторов лишили табельного оружия. И они стали органом не контролирующим и карающим за безобразия на воде, а скорее увещевающим и уговаривающим. За последние четырнадцать лет произошло семь преобразований рыбодобывающей системы в стране. Ликвидировано министерство рыбного хозяйства. Рыбодобывающая отрасль стала входить в министерство сельского хозяйства. В конце сентября прошлого года вышел указ о создании Госкомрыболовства. Только-только начали организовывать эту самостоятельную структуру, напрямую подчиняющуюся правительству, как вышло постановление создать Федеральное агентство по рыболовству… Словом, как в начале года заявил премьер-министр Сергей Иванов, рыбную отрасль в России курирует шестнадцать ведомств, но ни одно не охраняет.
Сейчас в Ханты-Мансийске заканчивается строительство завода по воспроизводству сиговых рыб. В 2010 году он должен будет уже приступить к воспроизводству муксуна в количестве 35-40 миллионов экземпляров сигалеток. «Перед нами поставлена задача увеличить объем выпуска молоди муксуна до сорока пяти миллионов, - рассказал первый заместитель генерального директора ФГУП «Госрыбцентр» Владимир Крохалевский, - чтобы закрыть тот вакуум этой ценной породы, который образовался в природе и как-то компенсировать негативное влияние браконьерства». По мнению Владимира Крохалевского именно незаконный, неконтролируемый вылов муксуна наносит этой популяции самый большой вред.
Научный центр «Госрыбцентр» по договору с Газфлотом уже три года проводит наблюдения в районе скважин разведочного бурения. По утверждению Владимира Крохалевского, разведочное бурение оказывает на рыбу локальное воздействие в радиусе до километра и не наносит непоправимого ущерба. При соблюдении всех технологических параметров не нанесут вреда и трубопроводы, прокладываемые по дну рек и озер. Но вот влияние самого человека на природу намного более пагубно.
Ямальские рыбаки на погоду никогда не жалуются. Но проблем у них, конечно, от этого меньше не становится. И решать их необходимо, естественно, комплексно. По мнению заместителя губернатора Ямала Андрея Кугаевского, сельское хозяйство автономного округа, конечно же, не может сегодня находиться вне тех приоритетов, которые обусловлены реализацией национальных проектов.
Создание кредитно-потребительской кооперации, - говорит он. - Строительство жилья на селе. Укрепление кадрового состава, привлечение молодых специалистов. Вот основные нынешние задачи ямальского Агропрома, над которыми сейчас нужно работать. И конечно, - привлечение в сельское хозяйство инвестиций. А что касается рыбодобычи, - необходимо, конечно, совершенствовать рефрижераторную базу, суда, на которых бы происходила заготовка и первичная переработка рыбы. Модернизация производства рыбодобывающих предприятий, облегчение труда рыбаков, естественно, приведет, опять же, к повышению качества продукции…
С этого года все виды существующих субсидий на рыбную отрасль региона увеличены в два раза. В 2008 году ямальские рыбаки получили дотаций на шестьсот двадцать миллионов рублей. В том числе решается и такой важнейший для наших рек вопрос, как биологическая мелиорация. В ямальских водоемах большое количество хищника, который является противовесом сиговым породам рыб. Щука и налим уничтожают молодь, ерш поедает икру сиговых. За килограмм пойманного хищника доплачивается в этом году предприятиям 19 рублей 75 копеек.
Казалось бы, и деньги выделяются, и суда строятся, но, по мнению Владимира Твердовского, сделать еще предстоит многое.
Например, в Горковском рыбозаводе – проблема пирса, – делится он первоочередными заботами рыбной промышленности Ямала. – В Аксарке и Салемале – все более-менее благополучно. В Новом Порту строим приемный пункт на сорок тонн в сутки переработки рыбы. Там планируется установить пять камер шоковой заморозки. К сожалению, это строительство медленно финансируется. На этот год выделено около тридцати пяти миллионов рублей. А нужно еще порядка ста двадцати миллионов. Беда в том, что чем дольше строишь, тем дороже это обходится. Вроде бы все это понимают, но – увы, финансировать не торопятся. А ведь посмотрите, в какие рекордные сроки построен Салехардский рыбокомбинат – за полтора года! Значит, при желании можем и деньги найти своевременно. На Тазовском рыбозаводе в прошлом месяце развалился пирс. Надо там, наконец, построить и здание приемного пункта, которое находится в ужасном состоянии после пожара многолетней давности. Так что пирсовое хозяйство потребует еще значительных финансов.
На Салехардском рыбоконсервном комбинате, который привел в пример Твердовский, работает сегодня 240 человек. Налажена работа в две смены. Раньше, кстати, в советские времена, трудились и в три смены. Коптильное и посольное производство работало круглосуточно. Для стабильной работы предприятию требуется порядка трех тысяч тонн рыбы в год. И рыбой комбинат обеспечен. Снабжают свежей рыбой его в основном рыбодобытчики магистральной Оби. Заинтересовать рыбодобывающие предприятия сдавать продукцию на комбинат сумели: за это они получают субсидии (Горковский рыбозавод, например, получает сорок два рубля за каждый килограмм сданной рыбы). Проблемы – с реализацией продукции. Недавно решено вопросы реализации поручить Ямалгосснабу. Но современный рынок в один день, конечно, не завоюешь. Так что, в ближайшее время серьезной отдачи от деятельности комбината ожидать не следует.
Западную часть нашего округа, - рассказал по этому поводу Андрей Кугаевский, - мы обеспечиваем местными продуктами питания в достаточных объемах. Если говорить о восточной части Ямала, нефтегазовых городах, то, конечно, там оленины и ямальской рыбы недостаточно. Над этим мы сегодня и работаем. Работаем и над выстраиванием ценовой политики. Цена на нашу продукцию должна быть конкурентоспособной. Ямальская рыба должна занимать свою ценовую нишу наравне с морской рыбой, а мясо оленя должно разумно соотноситься по цене с завозимой свининой и говядиной.
Окружные власти продолжают добиваться включения рыбодобычи в приоритетный национальный проект. Это позволит на более доступных условиях использовать кредитные средства для организации путины наравне с другими предприятиями сельского хозяйства. Пока же, без субсидий со стороны автономного округа национальному сельскому хозяйству Ямала не обойтись. Словом, рано еще говорить, что для рыбаков Ямала настали лучшие времена. И все-таки переживают они сейчас времена отнюдь не худшие. Летняя путина-2008 это подтверждает.