Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Диалог власти и науки

Добавлено: 2011-02-16, просмотров: 1197



Екатеринбург. 15 февраля на заседании Ученого совета Института экономики Уральского отделения РАН состоялась встреча коллектива научного учреждения с председателем Думы Законодательного собрания Свердловской области, кандидатом экономических наук Еленой Чечуновой.

Прежде всего, спикер нижней палаты областного парламента тепло поздравила ученых с Днем российской науки, который отмечался 8 февраля. Искренне признавшись, что она волнуется, находясь в столь авторитетной среде, Е.Чечунова с большим успехом выступила перед собравшимися с научным докладом «О законодательном оформлении инновационной деятельности населения Свердловской области».

По ее словам, наука – основной национальный ресурс России, важнейший механизм развития государства, модернизации регионов, повышения качества жизни людей. Что касается Свердловской области, то это крупный научный и образовательный центр страны, в котором функционируют 30 различных университетов, сотни НИИ и колледжей, где создана современная научно-исследовательская и проектная база, работают собственные научные школы, готовятся высококвалифицированные кадры. Самый свежий пример -  лауреат Нобелевской премии 2010 года в области физики Константин Новоселов, уроженец Нижнего Тагила и земляк Елены Чечуновой.

В своем выступлении она отметила высокий уровень исследований институтов Уральского отделения РАН, а объединение сил академической и вузовской науки, появление на карте региона Уральского федерального университета – очевидный шаг к созданию современного научно-инновационного и образовательного кластера.

«Однако, чтобы совершить рывок в сторону современной инновационной экономики в России, нам предстоит очень серьёзно модернизировать процесс взаимодействия бизнеса, науки и образования. Необходимо не просто повысить ответственность и квалификацию участников инновационного процесса, а создать целую плеяду современных специалистов, без которых инновационная система России и ее территорий вряд ли заработает», - считает председатель Областной Думы.

На Среднем Урале, считает спикер, есть немало предпосылок, чтобы регион стал одним из российских лидеров во внедрении передовых наукоемких технологий. Такая идеология, к примеру, заложена в «Стратегии – 2020», где ведущим приоритетом выступает идея инновационного обновления всей экономики Свердловской области, а ее фундаментом обещают стать грамотная государственная научно-техническая политика, всемерная поддержка и развитие научного и интеллектуального потенциала, современные и эффективные правоотношения между широким кругом участников данного процесса.

Не случайно именно в Екатеринбурге недавно состоялось выездное заседание Комитета Госдумы РФ по науке и наукоемким технологиям. Федеральные законодатели приехали к свердловским коллегам, чтобы изучить передовой опыт и обсудить новый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ».

Подобный законопроект на Среднем Урале 1 января 2011 года уже вступил в силу. Он предоставляет государственные гарантии по кредитам и безвозмездным инвестициям в инновационную деятельность, субсидии из бюджета, организационно-правовую и информационную помощь, имущественные и налогово-таможенные льготы. Региональные парламентарии оказывают поддержку малого и среднего предпринимательства, которая реализуется сразу в нескольких направлениях.

Так, в области действует инновационный центр, в котором сегодня проводится полное сопровождение проектов и мероприятий, к которым активно привлекается малый и средний бизнес, молодые ученые, работает школа руководителя инновационного предприятия, уже выпустившая «в свет» 400 человек.

На сегодняшний день при 112 предприятиях малого предпринимательства, 130 вузах и НИИ региона появилось уже 700 инновационных бизнес-структур. Кроме того, действуют венчурный фонд, несколько технопарков, четыре бизнес-инкубатора, центры коллективного пользования. По словам Елены Чечуновой, пока ни один субъект РФ не может похвастаться столь же емкой и разносторонней поддержкой начинающих инноваторов.

В регионе идет активное создание элементов современной инновационной инфраструктуры. В 2010 году правительство Свердловской области разработало региональную целевую программу о развитии наноиндустрии, в которую из бюджета будет вложено почти 450 миллионов рублей. В ближайшее время на Урале при участии УОМЗа, Кировградского завода твердых сплавов, «Медсинтеза», Уральского отделения РАН, других предприятий и организаций появится свой нанотехнологический центр, объем выпускаемой продукции которого к 2015 году достигнет 7 миллиардов рублей! Принята Концепция повышения научно-технического потенциала уральской науки, ведомственные НИИ намечено преобразовать в отраслевые исследовательские комплексы. На новый уровень поднимутся патентоведение, грантовая поддержка в НИИ и вухах. В металлургии решено создать специальное некоммерческое партнерство, в машиностроении – Центр экономики, а Инженерный центр энергетики Урала уже эффективно работает. Разработан крупный проект Уральского центра биотехнологий (фармкластер), который способен стать одним из локомотивов свердловской экономики. Все это, по мнению Е.Чечуновой, говорит о том, в инновационной системе края растут все новые и новые недостающие ранее звенья.

Один из самых эффективных стимулов и механизмов развития инноваций – государственно-частное партнерство. Проект такого закона депутатами и правительством области «вчерне» уже подготовлен. А наиболее яркий пример государственно-частного партнерства – создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Титановая долина» в городе Верхняя Салда.

Данный проект уже в самое ближайшее время принесет ощутимые дивиденды не только Тагильскому промышленному узлу, но и Свердловской области, Уральскому федеральному округу в целом.

На начальной стадии общий объем вложений со стороны потенциальных инвесторов оценивается приблизительно в 40-50 млрд. рублей.  Особая экономическая зона – это своего рода налоговый рай для производства. Ведь участники проекта получат в течение 5 лет целый ряд льгот: их освободят от налогов на имущество, землю и транспорт, а ставка налога на прибыль для них снизится с 20 до 15,5 процента. Начнет действовать режим свободной таможенной зоны, а это означает, что налог на добавленную стоимость на ввозимые товары будет равен нулю, ввозной таможенной пошлины также не предусмотрено. Как говорится, лучших условий для размещения новых высокотехнологичных производств трудно и пожелать. На площадке ОЭЗ будет развиваться сырьевая база титанового производства на базе Качканарского месторождения железных руд, производиться продукция высокого передела для химической отрасли, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии, что существенно снизит импортозависимость России в этом сегменте экономики. А с точки зрения занятости населения создание особой экономической зоны принесет Среднему Уралу до 12 тысяч временных и не менее 5 тысяч постоянных рабочих мест. По предварительным оценкам, до 2030 года проект должен дать в бюджеты всех уровней 179 миллиардов рублей. Принципиально изменится и характер местной экономики. В эти дни проект «Титановой долины» презентуется в Швейцарии.

Кроме того, в Свердловской области в течение ближайших трех месяцев будет создан новый Фонд инвестиций в малый и средний инновационный бизнес.  В проект предполагается вложить порядка 400 миллионов рублей. Из них по 100 миллионов рублей - из областного и федерального бюджетов, еще 200 миллионов будет привлечено за счет средств частных компаний. А основной задачей фонда станет инвестирование инновационных проектов, в основном в областях машиностроения, металлургии, информационных технологий. Причем первые проекты уже отобраны.

Увы, не везде так гладко, Работу властей, академических институтов и вузов в направлении инноваций тормозит целый ряд норм налогового, бюджетного и гражданского кодексов. Скажем, вуз не может вносить в уставной фонд малых инновационных предприятий и технопарков принадлежащее ему имущество, не разрешена упрощенная форма налоговой отчетности, даже если в составе такой структуры всего 4-6 человек. Но в ближайшее время российские депутаты обещают исправить эту ненормальную ситуацию.

Работа по совершенствованию законодательства в инновационной сфере будет проводиться и в Свердловской области, включая муниципальный уровень. Речь, в частности, идет об изменениях в нормативно-правовой базе, касающихся развития малого и среднего бизнеса: приобретения в аренду (на срок не менее 5 лет) недвижимого имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, ставки налога на прибыль, льготного обновления основных фондов, привлечения в регион инноваторов из соседних территорий.

Елена Чечунова, ответив на вопросы членов Ученого совета Института экономики, выразила огромную заинтересованность законодательной и исполнительной власти Свердловской области в созидательной деятельности уральских ученых, максимальном раскрытии их творческого потенциала, в тесном сотрудничестве во благо родного края.

Событие комментирует заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН по научно-организационным вопросам, кандидат экономических наук Сергей БАЖЕНОВ:

- Состоявшаяся встреча получилась предельно откровенной и очень полезной. В ситуации, когда Россия, ее регионы взяли курс на модернизацию экономики, развитие инноваций, повышение своей конкурентоспособности на мировых рынках, было очень важно «сверить часы», почувствовать настроение, выстроить систему долгосрочных и плодотворных отношений.

Мне кажется, прошедший диалог со спикером нижней палаты свердловского парламента продемонстрировал, что стороны понимают другу друга и нуждаются в более тесном взаимодействии. Собственно, к этому – интеграции власти и науки - подталкивает сама жизнь, Сегодня государство, в том числе и Свердловская область, тратят из бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы немалые средства, но в то же время затраты на НИОКР большинства отечественных компаний, в том числе крупных, весьма ничтожны: так, общие расходы на эти цели в России составляют лишь 1% ВВП, а в США – 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле – от 3,5% до 4,5% ВВП.

Не секрет, что научно-техническое отставание России стало одним из наиболее негативных проявлений докризисного характера ее развития. И без решительного изменения экономической модели, без модернизации и инноваций наша страна может остаться «на обочине», превратиться в сырьевой придаток мировых держав, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса. Последствия этого для России были бы просто пагубны – и в экономической, и социальной, и политической областях.

Вот почему идея о необходимости координации усилий всех уровней власти, науки и бизнес-сообщества, как никогда, востребована.

Что касается набора инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне, то он достаточно обширен, и при их реальном применении в ближайшие годы на Среднем Урале можно ожидать появления новых инновационных центров, активного развития уже существующих. И Институту экономики, по праву являющемуся одним из лидеров региональных исследований в России, здесь есть что предложить. Поэтому, уверен, диалог будет продолжен.

Источник: Сергей ПАРФЕНОВ,

заслуженный работник культуры РФ