Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Прошли по конкурсу

Добавлено: 2011-03-15, просмотров: 1227



Господдержка позволит реализовать перспективные инновационные разработки в регионах ЦФО

"Российская газета" - Экономика Центрального округа
В Липецкой и Калужской областях, где инновационные решения смогли внедрить в производство, в меньшей степени нуждаются в господдержке. Фото: Николай Черкасов
В Липецкой и Калужской областях, где инновационные решения смогли внедрить в производство, в меньшей степени нуждаются в господдержке. Фото: Николай Черкасов

Сегодня завершается анализ лучших инновационных проектов, которые выбрали в Брянске на крупной межрегиональной конференции, посвященной развитию Центрального федерального округа. Из двухсот предложений, представленных всеми областями ЦФО, 21 получило поддержку.

До Киева довели

Как сказали участники мероприятия, все рассмотренные на семи секциях проекты оказались хорошо подготовленными, имеют источники финансирования и направлены на конкретный эффект для региона - будь то дополнительные налоги или предоставление местной молодежи возможности себя реализовать. В основном речь шла о готовых к производству новинках и даже целых предприятиях.

Часть предложений - в секции "Инновационное производство" - принял Брянский машиностроительный завод. Он в конкурсе не участвовал, но отметился тем, что спикер Госдумы Борис Грызлов попробовал себя в роли машиниста построенного здесь тепловоза. При этом хозяева форума готовы удивить и другими новинками. Уже создается предприятие, которое в райцентре Карачев будет производить нанокомпозиты из наноглины. Его наполовину финансирует корпорация "Роснано". Продукцию ждут пищевая и нефтегазовая промышленность, а также автозаводы. Возможно, бамперы и другие детали из наноглины будут использовать даже лидеры отрасли.

В продвижении инноваций на рынок нужно быть активнее и чиновникам, и бизнесменам

Что касается представленных на конференции нанопроектов, то Владимирская область готова напоить всю страну чистой водой, получаемой при помощи наноструктурированных пористых материалов. В этом нуждается не только население, но и промышленность. Скажем, некоторые брянские заводы до сих пор используют артезианские скважины, чем досаждают экологам. Другие тратят на приобретение материалов для очистки воды валюту. Владимирский проект, если получит развитие, избавит страну от части импорта.

Многим понравились предложения тульских промышленников. Конверсионное предприятие выпускает уникальные системы, которые могут не только освежать воздух в больших помещениях, но и придавать ему целебные свойства, распыляя различные препараты (в том числе йод, дефицит которого сказывается на здоровье жителей мегаполисов). По мнению туляков, наибольшее применение новинка может найти в метро. Собственно, это уже опробовано в Киеве и Баку, где приобрели такие установки. Главные их достоинства - огромная производительность при скромном энергопотреблении. На трансформаторных подстанциях это оборудование снижает температуру воздуха с 40 до 27 градусов. Его можно применять на птицефабриках и в животноводческих помещениях.

 - Конечно, хорошо, что инновационные разработки, которые поправляют здоровье населения, покупают на Украине. Но плохо, что на них пока не обращают внимания в России, - подметила зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова.

Стучите громче

Впрочем, в этом, на ее взгляд, виноваты порой сами производители. Предложение одной из воронежских компаний, которая за счет применения новых компонентов асфальта готова совершить революцию в дорожном строительстве, вызвало такую реплику Светланы Орловой:

- Если ваша продукция конкурентоспособна и вы уверены, что вернете часть утраченных нашей химической промышленностью позиций, надо смелее заявлять о себе и завоевывать рынки. У нас в стране сумма государственного и муниципального заказов оценивается в пять триллионов рублей. Но нет ни инноваций, ни проектов, а есть чиновники, тормозящие развитие, и откаты. Мы вступили в эру модернизации страны, и, если не сможем изменить ситуацию, через пять лет перспективные рынки займут другие.

Зампредседателя Совфеда призвала бизнес смелее стучать в двери чиновников, чаще выступать на форумах и пообещала растормошить министров и руководителей федеральных агентств:

- Минпромторг порой не выбирает весь объем денег, предназначенных для поддержки инновационных проектов, и надо заявлять о своих разработках. С другой стороны, и чиновникам следует пересмотреть свое отношение к проблеме. Великие Луки выпускают машины, которые перерабатывают старый асфальт, удешевляя материал в десять раз, но Росавтодор их не покупает.

Без барьера

Судя по выступлениям на форуме, от чиновников, действительно, зависит многое. И там, где власти занимают активную позицию, производители нуждаются в прямой финансовой помощи в меньшей степени. Представитель Липецкой области, в которой мощно развивается особая экономическая зона, заявил, что лишь призывает инвесторов воспользоваться благоприятными условиями, позволяющими снизить стартовую стоимость проектов. Только в нынешнем году здесь построят пять заводов.

Схожие настроения и у калужан, превращающих Обнинск в центр инновационного развития. Уже сейчас на эту территорию приходится значительная доля областного производства. За счет выгодных условий для инвесторов в регионе получили почти десятую часть прямых инвестиций, которые пришли в страну за минувший год. Средняя зарплата на новых предприятиях превысила 20 тысяч рублей. И это не предел.

- Казалось бы, нет тех, кто не заинтересован в новых разработках, но все, в том числе промышленники, боятся риска, - отметил заместитель губернатора региона Максим Шерейкин, указав на то звено инновационного развития, которое чаще всего рвется. - Потому, если речь идет об инфраструктурных проектах, мы советуем не начинать переговоры без помощи чиновников. Вместе рассматриваем идею, оцениваем человека. Наши сотрудники бегают по институтам, берут с полок оставшиеся исследования, разработки. Это своего рода конвейер, движение которому придают власти.

Кстати, на успешную работу с инвесторами не только в Калуге и Липецке, но и в Белгороде, Рязани и Ярославле обратил внимание выступивший на конференции председатель правительства РФ Владимир Путин. По его мнению, этот опыт доказывает, "какую пользу приносит снижение административных барьеров и привлечение инвестиций".

Особые поручения

Представители Курской области удивили коллег малыми космическими аппаратами, создаваемыми учеными и студентами государственного университета. Благодаря этому направлению научная мысль получила в вузе серьезное развитие. А смоленские машиностроители совместно с белорусскими изготовили трактор, который может напомнить дорогостоящий американский аналог. По словам разработчиков, их детище отличается повышенным коэффициентом полезных действий и в нем остро нуждается крестьянство. Удивительно, но смоленская промышленность уже готова выпускать и гибридный автобус, загрязняющий атмосферу в десять раз меньше обычных машин. Но и сами промышленники сомневаются, будет ли достаточно заказов.

Светлана Орлова напомнила, что есть государственная программа лизинга, благодаря которой село получает новую технику. Автобус ее тоже заинтересовал:

- Еще можно понять, что корейские машины бегают у нас где-то на Дальнем Востоке. Но удивление вызывает то, что и в Центральной России наши автомобилестроители сдали позиции.

Между тем Борис Грызлов обратил внимание на производство технологичного медоборудования, представленное подмосковной Дубной, туристический проект "Золотое кольцо", а также тамбовскую "Зеленую долину", которая позволит вывести качество местной сельхозпродукции на новый уровень.

По словам председателя Государственной Думы, победители конкурсов, прошедших ранее на четырех аналогичных конференциях в других федеральных округах, уже ощутили господдержку.

- Обычно по результатам таких мероприятий председатель правительства Владимир Путин дает поручения министерствам и ведомствам, - отметил Борис Грызлов. А сам премьер напомнил:

- По итогам конференций мы приняли решения о снижении цены на газ для Камчатки, о льготах на авиабилеты для Сибири, о развитии "АвтоВАЗа" и Тольятти. На поддержку проектов выделили три триллиона рублей. Мы переходим к этапу посткризисного развития, и Россия должна избавляться от сырьевой зависимости. Нужно искать новые точки роста, определить резервы для повышения национальной конкурентоспособности.