Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Министры объединились

Добавлено: 2011-08-02, просмотров: 1517


Промышленные регионы будут действовать сообща

"Российская Бизнес-газета" - Промышленное обозрение
На Уралмашзаводе возобновили выпуск установок для глубокого бурения (5000 метров). Фото: Татьяна Андреева
На Уралмашзаводе возобновили выпуск установок для глубокого бурения (5000 метров). Фото: Татьяна Андреева

В Екатеринбурге состоялась конференция "Модернизация промышленности: задачи, проблемы и пути их решения", организатором которой выступила межрегиональная ассоциация "Большой Урал". В рамках этого мероприятия был презентован недавно созданный совет министров промышленных регионов России. Инициаторами создания подобного коллегиального органа выступили Татарстан и Свердловская область. Как отметил Виктор Семенов, начальник департамента Минпромторга России, основная задача совета - выстроить вертикаль промышленной политики, активизировать кооперационные связи между субъектами РФ и прямые контакты между предприятиями. В первой встрече приняли участие руководители отраслевых ведомств из Волгоградской, Кировской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Ульяновской областей, Удмуртии, Мордовии, Татарстана. Они обменялись опытом создания кластеров и подписали ряд соглашений. В частности, Свердловская и Челябинская области договорились совместно подбирать инвестиционные программы и помогать друг другу в организации производства электроприводов и транспортных машин на электрической тяге. Стороны подчеркивают: это не просто договоры о намерениях, они выльются в конкретные контракты. Более того, доступ к библиотеке НИОКР в рамках совета будут иметь все предприятия "присоединившихся" регионов - так они смогут познакомиться с чужим инновационным опытом.

"Нас сближает позиция по многим вопросам. Исторически Свердловская область - старопромышленный регион с традиционным укладом, 52% в общем объеме производства занимает металлургический передел. Мы также сильны тяжелым, транспортным, электротехническим машиностроением, а вот отрасли с высокой добавленной стоимостью не так заметны. Поэтому сейчас регион идет по пути формирования кластеров, уже создан фармацевтический, в планах - кластер электротехнического машиностроения, станкостроения, переработки редкоземельных металлов. В Татарстане, к примеру, свои точки роста: автомобилестроение, авиапром, IT и нефтехимический кластер. Перед этим регионом стоит задача уменьшить долю сырьевых отраслей в экономике", - говорит Александр Петров, министр промышленности и науки Свердловской области.

Необходимость межрегиональной интеграции во многом обусловлена общими проблемами индустриальных территорий: высокой зависимостью бюджета от базовых отраслей и внешнеэкономической конъюнктуры. Большая часть предприятий продолжает работать на оборудовании 70-80 годов ХХ века, а кое-где на вооружении остаются станки 30-40-х. По данным Росстата, степень износа основных фондов превышает 45%. Хуже всего ситуация в станкостроении - за последние 20 лет деньги в эту отрасль практически не вкладывались. В итоге на каждое изделие собственного производства сейчас приходится 10 импортных. Проблема не в том, что промышленность России не способна изготовить те или иные комплектующие. Вся система, включая госзакупки, устроена так, что выгоднее купить за рубежом, отмечают эксперты. Хотя надо признать, что в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. Рост промышленного производства в 2010 году составил 8,2%, в обрабатывающих отраслях - почти 12%. Лидерами стали производство энергетического оборудования и автомобилестроение, показавшие увеличение на 25%.

Чтобы не отстать от конкурентов, России необходимо в ближайшее время совершить качественный индустриальный скачок, по разным оценкам, на это потребуется $ 550- 650 млрд, в том числе на техническое обновление - 70 млрд. Главный вопрос не в ускорении темпов производства, а в переходе к новой модели экономики. "Технологии шестого уклада, такие, как нанотехнологии, биотехнологии, невозможны без нормальной индустриальной базы, которую надо модернизировать", - считает директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов. Юрий Комратов, генеральный директор завода "Уралтрансмаш", убежден, что бессмысленно растягивать реиндустриализацию на 20 лет, это нужно делать в течение 1-3 лет. "К сожалению, в последние годы мы не видим четкой государственной промышленной политики, между тем она реально помогла бы предприятиям сориентироваться, какие направления будут развиваться ускоренно, а какие будут закрываться или перепрофилироваться", - говорит он.

Эффективность инновационной системы подрывается низким уровнем исследовательской и инновационной активности предприятий, недостатком конкуренции, слабыми техническими регламентами. Институт экономики УрО РАН провел опрос 100 ведущих предприятий Урала, чтобы узнать, что мешает внедрению инноваций. 39% ответили - коррупция, 33% - отсутствие финансов, 30% - нехватка инновационной культуры, 24% отметили дефицит подготовленных кадров, 15% - слабую защиту интеллектуальной собственности в стране. Интересно, что около 47,8% бизнеса вообще не хотят заниматься модернизацией, предпочитая сырьевой вариант развития.

По мнению участников конференции, усилия государства должны быть направлены в первую очередь на создание нормативной базы: законов о патентах, технопарках и инновационной деятельности. В Госдуме уже несколько лет находятся два законопроекта: "О национальной промышленной политике" и "О промышленном развитии РФ до 2020 года", но когда они будут приняты, не известно. Отсутствие "Схемы развития и размещения производительных сил" как регламентирующего документа для регионов и рекомендательного для бизнеса приводит к недостаточной скоординированности поддержки промышленности. А концентрация властей на высоких технологиях автоматически оставляет без внимания большую часть предприятий.