Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Соблазненные и продвинутые

Добавлено: 2011-11-16, просмотров: 909


Научная программа подняла рейтинг телеканала в три раза

"Российская газета"

Цикл "Академия" стал одним из "гвоздей" телеканала "Культура". С его продюсером, заместителем директора - начальником отдела программ о науке Аркадием Бедеровым беседует корреспондент "РГ".

Российская газета: Руководство канала не раз подчеркивало, что цикл "Академия" рассчитан прежде всего на молодежь. Аудитория, прямо скажем, специфическая. Многие считают, чтобы ее завлечь, надо говорить на ее языке. На Западе Церковь для этого даже привлекает модные поп-группы. А вы обсуждали, как заинтересовать молодежь лекциями о науке?

Аркадий Бедеров: Наверное, в чем-то сторонники сугубо молодежного подхода правы, но это не для "Академии". Понимаете, есть молодежь и молодежь. Кто-то ориентирован на развлечение и потребление, а другие понимают, что в XXI веке для успеха нужны знания. Цель цикла - привлечь именно этих молодых людей, а шире - формировать моду на знание. Не на обязательное получение диплома, к чему сегодня стремятся многие молодые люди, а именно на знание.

РГ: Для этого выбран своего рода аналог нобелевской лекции. Не слишком ли сложно?

Бедеров: Мы имели в виду, что ученый будет не только читать сугубо научную лекцию, но еще и обратится к "граду и миру", поделится тем, что он хотел сказать своей жизнью в науке. Конечно, подобное далеко не каждому по плечу - это сверхзадача. Но, например, академики Вячеслав Иванов и Жорес Алферов с ней прекрасно справились.

Что касается сложности лекций, то мы предполагали встречное движение. Ученые спускаются со своей академической высоты, но не на "второй этаж", а на "пятый". А зрителям надо идти навстречу и подняться на тот же этаж. Ведь это не развлекательное ток-шоу, которому можно внимать между делом, образно говоря, лежа на диване. Нужно сделать усилие и подняться навстречу знанию.

РГ: Автор знаменитой книги о физике "Неизбежность странного мира" Даниил Данин говорил, что популяризатор должен уметь соблазнять и заманивать, а дальше читатель пойдет по дороге сам. Ставите задачу "соблазнять" перед академиками?

Бедеров: Талант общения - это особый талант. Штучный товар. Но в искусстве завоевывать аудиторию нет прописных истин. Бывает, что перед тобой не самый яркий оратор, а слушаешь - не оторвешься. Был артистичный Ираклий Андроников, кумир миллионов, но был и Юрий Лотман. Помните, сидел человек, далеко не Цицерон, тихий голос, проблемы с дикцией, не было такого блеска, как у Андроникова, но миллионы зрителей смотрели, прильнув к экрану. Его лекций ждали. Словом, здесь все не так очевидно.

Многое зависит от имени ученого, его жизни в науке. Если интересно, то зритель перестает замечать все остальное. Кстати, недавно у нас был цикл фильмов-монологов выдающегося биофизика Симона Эльевича Шноля. У него есть свои ораторские проблемы, но есть и своя тайна держать внимание зрителей. Его суждения и вся прожитая жизнь - настоящий эксклюзив.

РГ: По какому принципу вы приглашаете лекторов?

Бедеров: Есть знаковые имена, научные авторитеты. Обращаемся к ним. Есть многолетний опыт общения с людьми науки. Я много лет имел счастье работать в тесном контакте с недавно ушедшим из жизни патриархом отечественной научной тележурналистики Львом Николаевичем Николаевым, с Сергеем Петровичем Капицей... От помощи и совета авторитетных экспертов никогда не отказываемся.

Некоторых ученых приходится уговаривать, ведь далеко не каждый решится выйти на многомиллионную аудиторию. Можно писать прекрасные научные статьи, но с трудом рассказывать о сути своей работы на публике. А есть ученые, которые стремятся стать участниками передачи. И таких теперь очень много.

РГ: Обычно аудитория канала "Культура" составляет 2-3 процента. А какие цифры у "Академии"?

Бедеров: В 1,5-2 раза выше, чем в среднем по каналу. А спецкурс по Булгакову дал вообще запредельные проценты. И еще важнейший момент. Традиционный зритель канала - это советская интеллигенция, но сейчас у нас появилась аудитория "18+". Резко выросли заходы на наш сайт, где выложены все лекции. Значит, кто-то из молодых людей пересматривает заинтересовавшую его передачу, а кто-то пришел впервые, услышав про нее.

РГ: Какие получаете отклики на этот цикл?

Бедеров: Многие пишут, что давно ждали такую передачу, а кто-то говорит: "Порой не понимаю, но меня завораживает ход мысли и сам человек, который не похож на тех персонажей, которые заполонили телевидение". Но есть и недовольные. Бывает, что они правы. В "Академии" есть уже свои звезды. Профессор Басовская, академик Пивоваров приходили в нашу аудиторию не единожды. И зрители просят новых встреч с ними.

РГ: Приобретя такой опыт, будете что-то менять?

Бедеров: Конечно. Вот появились спецпроекты по Булгакову и Достоевскому, которые вызвали большой интерес. В данном случае научный цикл существует не изолированно, а удачно вписался в программную политику канала.

РГ: Кстати, лекция отца Кураева о Булгакове встречена далеко не однозначно. Кто-то в восторге, а кто-то возмущен. А ведь, начиная цикл, вы заявляли, что лекторами будут мэтры в своей сфере знаний. Но Кураев далеко не мэтр в булгаковской тематике.

Бедеров: Нашим зрителям интересны разные точки зрения, пусть самые парадоксальные. Мы их предлагаем аудитории, которая ничего не принимает на веру, а сравнивает, думает, а в идеале обязательно обращается к первоисточнику.

РГ: Будут в цикле участвовать иностранные ученые?

Бедеров: Уже участвуют. Совсем недавно мы принимали президента академии наук Украины Бориса Евгеньевича Патона, армянского историка и филолога академика Сена Аревшатяна, известного нанотехнолога из Белоруссии Сергея Гапоненко. Скоро в эфире будет лекция итальянского профессора физика Томмасо Каларко, который работает в Сколково.

РГ: Какие планы у "Академии"? Сколько продлится цикл?

Бедеров: Пока до весны портфель заполнен. А дальнейшее будет зависеть от интереса зрителей, от нашей способности удерживать их у экрана.