Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Банкротства будут предупреждать

Добавлено: 2012-09-20, просмотров: 828


  Региональные власти ищут методы воздействия на неэффективных собственников

Только после вмешательства чиновников федерального уровня удалось разрешить кризисную ситуацию на БАЗе. Фото: Станислав Савин
Только после вмешательства чиновников федерального уровня удалось разрешить кризисную ситуацию на БАЗе. Фото: Станислав Савин
По числу моногородов Свердловская область является одним из лидеров в стране. В августе-сентябре ей это аукнулось волной забастовок, голодовок и пикетов.

По данным губернатора Евгения Куйвашева, сегодня в регионе проблемы невыплаты зарплаты или необходимости трудоустройства стоят для 8 тысяч работающих, просроченная задолженность превышает 409 миллионов рублей. Наиболее остро ситуация складывается на 14 предприятиях, среди них Богословский алюминиевый завод (БАЗ), "Автомобили и моторы Урала" (АМУР), Североуральский бокситовый рудник (СУБР), филиал ООО "Нигмас" в Верхней Синячихе (ВСМЗ), "Режникель", ЛПК "Лобва", "Руслич" и другие.

Поначалу власти пытались гасить пожары точечно. По особо резонансным случаям председатель областного правительства и профильные министры лично выезжали к бастующим, вели переговоры с топ-менеджерами и владельцами проблемных предприятий. Так, премьеру Денису Паслеру удалось договориться о повышении оплаты труда шахтерам СУБРа и о погашении долгов перед сокращенными работниками ВСМЗ на сумму 11,9 миллиона рублей. Однако уже к концу месяца стало понятно: ручной режим управления малоэффективен.

На экстренно созванном Совете общественной безопасности губернатор Свердловской области лично обратился к руководителям правоохранительных органов с просьбой создать оперативные группы по каждому заводу, привлечь в случае необходимости УБЭП и ФСБ и еще раз досконально проверить деятельность менеджмента. Официально признано, что "осеннее обострение" в промышленном комплексе вызвано конфликтами акционеров, неконкурентоспособностью продукции местных производителей, высокими железнодорожными и энерготарифами, большой кредиторской задолженностью. Однако власти региона не исключают и фактов преднамеренного банкротства, вывода капиталов, сокрытия средств.

В частности, долг перед 538 уволенными сотрудниками ЛПК "Лобва" составляет 22 миллиона рублей. По словам главы Новолялинского городского округа Сергея Бондаренко, собственник предприятия за последние три года шесть раз пересдавал имущественный комплекс в аренду. Приходили управляющие фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, накапливали долги и уходили. В результате бывший флагман лесной промышленности стоит, на грань выживания поставлено почти 10 тысяч человек.

Проблему БАЗа удалось решить только после вмешательства федеральных властей. В минувшие выходные в регионе побывал министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, который провел в Краснотурьинске встречу с главой холдинга "РУСАЛ" Олегом Дерипаской. В итоге удалось подписать соглашение о том, что Внешэкономбанк предоставит БАЗу льготную кредитную линию более чем на миллиард рублей для модернизации производства. Алюминщикам также пообещали вдвое снизить цену киловатт-часа на ближайшие два года. РУСАЛ же, со своей стороны, обязался не увольнять рабочих.

- Это не пример ручного управления, - считает Андрей Белоусов. - Алюминиевая отрасль для страны - стратегическая. Сейчас в России реализуются масштабные проекты, но, чтобы запустить Тайшетский и Богучанский заводы, надо вывести старые мощности. Все вопросы необходимо рассматривать в комплексе.

Именно отсутствие на Среднем Урале комплексной программы развития промышленности, по признанию аналитиков, и послужило спусковым крючком для осенней лихорадки. Это, кстати, были вынуждены признать и региональные власти.

- Необходимо провести ревизию программ модернизации предприятий, оценить их эффективность, причем в увязке с программами муниципалитетов. Совместно продумать комплекс мер, которые позволят перейти от авралов к планомерному развитию промышленности. Программы технического перевооружения заводов должны быть поставлены под общественный контроль. Собственники не всегда умеют вести бизнес и порой не имеют четких планов, а последствия бездарного руководства перекладывают на плечи власти. Такая ситуация недопустима, - считает Евгений Куйвашев.

К работе на опережение конфликтов призвал и исполняющий обязанности прокурора Свердловской области Владимир Маленьких. По его мнению, необходимо наладить систему постоянного обмена информацией с профсоюзами, которым лучше других известно настроение в трудовых коллективах. Губернатор тут же развил эту мысль и рекомендовал главам муниципальных образований создать и возглавить в территориях комиссии по выплате заработной платы.

Кроме того, Заксобрание области планирует выйти в Госдуму с поправками в закон о банкротстве. В частности, будет предложено ввести зарплатные платежи в число первоочередных при расчетах с кредиторами и узаконить финансовые рычаги влияния на неэффективных собственников.

Среди других предложений по борьбе с горе-олигархами  - создание специального фонда для выплат компенсаций рабочим предприятий-банкротов с последующим взысканием средств от продажи активов, организация рабочих групп по каждому заводу с участием представителей областной и местной власти, прокуратуры, а также собственников.

Комментарий

Михаил Черепанов, первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:

- Напрямую повлиять на 14 отстающих заводов объединение работодателей не в силах, поскольку только один из них является членом союза. Экспертное сообщество СОСПП готово принимать участие в работе аудиторских комиссий, в выработке стратегических мер опережающего действия. Сегодня новые производства открываются в основном на благополучных территориях, что отнюдь не способствует развитию депрессивных. К стратегическому планированию относится и вопрос развития транспортной инфраструктуры для обеспечения миграции избыточной рабочей силы между территориями. Кроме того, не секрет, что в моногородах у мэров не хватает авторитета для воздействия на руководителей градообразующих предприятий.