Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Импорт с запашком

Добавлено: 2012-10-29, просмотров: 884


В Швеции не осталось мусора. Его завозят

 Фото: Илья Питалев/ РИА Новости www.ria.ru
Фото: Илья Питалев/ РИА Новости www.ria.ru
Успеху Швеции в сфере переработки мусора могут позавидовать большинство стран мира. Пока многие только учатся с толком использовать отходы, эта скандинавская страна импортирует мусор. Ведь своего почти не осталось.

Сортировка мусора для большинства россиян может показаться делом неприятным и крайне бесполезным. А вот практичные шведы с подобным отношением к мусору категорически не согласны. Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, чем же полезны отходы и можно ли на них заработать?

Поездка на станции сдачи мусора в переработку в выходные дни для жителей Стокгольма превратилась в такое же увлекательное развлечение, как посещение городского парка аттракционов. За год здесь бывает свыше миллиона посетителей. Горожане приезжают целыми семьями, чтобы разложить отходы по разным контейнерам. На таких станциях расположены порядка 20 различных мусорных баков: для газет, одежды, старых батареек, перегоревших лампочек, цветного и белого стекла, алюминиевых банок и даже для палой листвы и садовых отходов. Шведы считают это очень увлекательным занятием - разложить все по полочкам, а вернее по мусорным бакам. Получают ли они за это деньги - нет, даже наоборот жители Стокгольма ежемесячно платят за то, чтобы их мусор собирали и перерабатывали. "Ежегодная плата зависит от того, как часто у вас собирают мусор, сколько у вас баков для различных видов мусора, - пояснил менеджер по технической стратегии городского планирования Ниссе Лундквист. В зависимости от этих показателей плата может составлять от 1,3 до двух тысяч крон в год".

75 килограммов мусора остается в результате производства одного мобильного телефона

Дело в том, что мусор для столицы Швеции стал фактически ключевым элементом энергообеспечения. Часть отходов перерабатывается во вторсырье, часть идет на производство биогаза или перерабатывается при сжигании в тепло и электричество. На сегодняшний день подача электричества и тепла для жителей Стокгольма на 45 процентов покрывается за счет переработки, и на 20 процентов в масштабах всей страны. В столице расположены пять станций по сбору мусора, завод по сжиганию мусора. В результате Стокгольм по праву считается одним из самых чистых и зеленых городов мира, в котором электричество и тепло вырабатывается за счет сжигания мусора, а городской транспорт перешел на биотопливо.

Впрочем, на то, чтобы добиться этого статуса ушло почти 20 лет и значительные бюджетные средства. Но шведы уверены, что траты того стоили. До 1970-х годов энергетическая отрасль страны была очень уязвима и практически полностью зависела от импорта нефти и газа, ведь своих месторождений этих ресурсов в Швеции нет. Поэтому энергия, которую дают ветряные электростанции, переработка мусора и использование солнечного тепла, это шанс стать независимыми от цен на рынке нефти. Да и обходится такой ресурс гораздо дешевле, чем нефть.

Скандинавы подсчитали, к примеру, что один человек в год производит порядка трех тысяч килограммов мусора, а после изготовления только одного сотового телефона остаются 75 килограммов отходов. Так что этот ресурс никогда не закончится. К тому же экологический проект пока еще не получил широкое распространение в мире, и многие страны с удовольствием продают свои отходы шведам, чтобы те их переработали. Так уже поступают в Норвегии, Великобритании и Германии.

Шведы гордятся своими достижениями в области экологии. Однако добиться этого удалось не только благодаря рациональному использованию мусора. На экологию работает сразу комплекс мер по уменьшению количества автомобилей в городах, развитию общественного транспорта, использованию велосипедов - как основного средства передвижения для горожан. Но, пожалуй, самое главное - это отношение самих шведов к окружающей среде.

"Шведы неравнодушны к проблемам окружающей среды, - говорит Эмили Зетерстрем - один из руководителей проекта строительства нового "зеленого" жилого комплекса. -  Мы готовы платить за то, чтобы жить в экологически чистом городе. Готовы менять свою жизнь, чтоб причинять меньший ущерб окружающей среде". Действительно, шведы готовы чем-то жертвовать для того, чтобы наносить меньший ущерб экологии. Так в новых районах Стокгольма жильцам предлагают пользоваться одной машиной на два дома. Поскольку в течение недели автомобиль в Стокгольме практически не нужен. На работу все добираются с помощью общественного транспорта или велосипедов. А держать автомобиль только для того, чтобы раз в неделю съездить за покупками - просто невыгодно. В другом шведском городе - Мальме - эту проблему решили иначе. В новом экологичном районе дома продаются вместе с услугой использования автомобиля. Компания, которая ведет проект, предоставляет для пользования жителей автопарк из 20 машин, которые доступные в любое время суток.

Шведы активно продвигают свои наработки за рубежом. Правда, пока этот опыт интересен в основном северным странам. Совместные проекты ведутся с Данией, Норвегией и Германией. Специалисты из Канады и Великобритании также часто приезжают в Швецию, чтобы своими глазами увидеть, как все работает. Впрочем, как пояснили "РГ" официальные представители департамента по экологическим вопросам, чаще всего международное сотрудничество в этой сфере ограничивается встречами на международных форумах и подписанием деклараций о намерениях. А реализация конкретных проектов сильно осложняется из-за того, что в бюджетах стран на вопросы окружающей среды закладываются очень скромные суммы. 

В отношении России шведы с оптимизмом уверяют, что подобные экологически продуманные города можно построить, где угодно. И все же для россиян "зеленый" город пока остается лишь мечтой. В отличие от шведов полностью обеспечить энергопотребности всей страны за счет альтернативных источников будет довольно сложно даже в отдаленной перспективе. К тому же такой мотивации, как отсутствие природных ресурсов и необходимость их компенсации, просто нет. Единственное, что может изменить ситуацию, так это сознательность горожан. И положительные подвижки в этом вопросе уже есть. По результатам соцопроса, 60 процентов респондентов готовы сортировать пищевые и непищевые отходы, чтобы избавиться от мусорных свалок, которые ежегодно полоняются тоннами мусора.