Российские учёные борются с мухоморной зависимостью
Добавлено: 2013-04-06, просмотров: 1066
Наркомания – бич современного общества. Людей, которые принимают психотропные вещества, всё больше, а главное – растёт количество источников, из которых эти вещества извлекают. На Севере в последние годы активно используют красный мухомор Amanita muscaria. Трудно найти лучшую методику борьбы с наркоманией, чем профилактика. Специалисты предлагают выкорчёвывать красные мухоморы, подобно тому как в более южных широтах уничтожают посевы мака и конопли. Однако сделать это непросто. Когда мы срываем надземную часть гриба – плодовое тело, его грибница остаётся нетронутой, и очень скоро из неё вырастает новый гриб. Разрушение грибницы возможно, но наносит ущерб и без того тонкой северной почве. Выход предложили специалисты Института наноздоровья почвы и Института инновационной механизации. Они разработали комбайн для выматывания грибницы из почвы Крайнего Севера.
Раньше применение мухоморов среди северных народов было жёстко регламентировано традициями, за соблюдением которых следили шаманы. Но в наше время шаманские практики уходят в прошлое, а вместе с ними и культура потребления мухомора. Молодые люди, которые слышали о психотропных свойствах А. muscaria, поедают мухоморы безграмотно и бесконтрольно, рискуя в результате здоровьем и даже жизнью. Мухоморы содержат иботеновую кислоту и мусцимол. Мусцимол представляет собой продукт декарбоксилирования амино-(3-гидроксиизоксазол-5-ил)-уксусной кислоты. Он проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает галлюциногенное действие. При этом человек страдает слуховыми и зрительными расстройствами, у него дрожат мышцы, ему трудно сохранять равновесие и адекватно воспринимать происходящее. Иботеновая кислота оказывает более слабое психотропное действие, зато может вызвать серьёзное отравление. Эти вещества влияют на химические процессы, протекающие в головном мозге, и вызывают привыкание. Некоторые специалисты полагают, что точнее было бы называть их не наркотиками, а галлюциногенами, но сути дела это не меняет – употребление мухоморов чрезвычайно опасно.
«В сезон сбора мухоморов, в августе-сентябре, мухоморы хоть косой коси, – рассказал в интервью STRF.ru ведущий научный сотрудник ИНП кандидат технических наук Иван Морнев. – Но грибница-то остаётся в земле! Один мухомор мы скосим, а на этом месте десяток новых вырастет. Местное население грибные места знает и непременно туда ещё раз придёт, а у грибокосильщиков такой возможности нет. Мухоморы растут в лесу, комбайн между деревьями не пройдёт, приходится работать вручную. Не хватает людей и средств по нескольку раз один и тот же участок прочёсывать».
Можно, конечно, разрушать грибницу, распахивая землю, но распашка повредит северную почву и будет гибельна для почвенных беспозвоночных. К тому же разрушение грибницы окажется неоправданным расточительством: она не содержит психотропных веществ, зато богата хитином, который широко используют в медицине и косметологии, а также ценными белками, которые могут найти применение в производстве пищевых бульонных концентратов и кормов для скота.
Чтобы сохранить почву, использовать грибницу, но не позволить вырасти грибам, учёные разработали корчеватель грибницы «Грибмот -1Б». Это небольшой радиоуправляемый механизм на гусеничном ходу выкорчёвывает гриб, а затем погружает в почву бур-излучатель. Излучение на определённых частотах, которые разработчики не разглашают, выполняет троякую функцию. Оно действует как эхолокатор, позволяя обнаружить грибницу (сигнал излучателя поступает на компьютер), встряхивает нити грибницы, разрушая их сцепление с почвой, и распугивает мелких почвенных животных, чтобы они отошли на безопасное расстояние. После этого бур зацепляет нить мицелия и аккуратно наматывает его, как спагетти на вилку. Поскольку сцепление грибницы с частицами почвы нарушено, она легко выходит из земли и не рвётся. В устройстве предусмотрена система аварийной защиты, которая обеспечивает остановку бура при столкновении с корнем или дождевым червём. По мере заполнения наматывающего устройства, его освобождают от мицелия, который отправляют для дальнейшей переработки.
«Грибмот-1Б» на экспериментальной площадке во дворе Института инновационной механизации РАСХН
«Зарубежных аналогов такой продукции вообще не существует. Мы начали разработку, как говорится, с чистого листа. При этом мы ставили себе задачу избирательного извлечения грибницы, при котором структура почвы остаётся по возможности ненарушенной, корневая система других растений – сохранной, а поголовье почвенных беспозвоночных не несёт урона. И мы эту задачу выполнили. Разработанная нами технология позволяет выматывать грибницу целиком, в удобном для транспортировки виде, и получать из неё продукты, соответствующие установленным стандартам», – говорит Иван Морнев.
Технические решения, использованные при создании устройства «Грибмот-1Б», защищены 19 патентами на изобретения или на полезные модели, подтверждающими их уникальность и новизну. Агрегат отмечен бронзовой и золотой медалями Московского конгресса по инновациям и инвестициям, а также серебряной медалью Всемирного форума по борьбе с галлюцинациями в Мельбурне (Австралия). На этом форуме к «Грибмоту-1Б» проявили большой интерес специалисты из Южной Америки, где также остро стоит проблема использования грибных галлюциногенов. К сожалению, промышленное производство устройства в России пока не налажено, чему мешают недоразвитость инвестиционного климата и слабость институциональной и правовой базы. Это очень обидно, поскольку технология выматывания грибницы из почвы не имеет аналогов в мире. Пока не имеет. Узнав о принципиальной возможности создания такого замечательного устройства, зарубежные фирмы, безусловно, немедленно возьмутся за его разработку.
Источник информации:
I. Mornev et al., The microdevice for pulling out of the mycelium from Far North soil. Journal of soil biology and nanotechnology, 2013, № 3, 18–46.
Опубликовано: Наука и технологии РФ