Нанотехнологии - УрФО

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО
Вы здесь: Главная // Аналитика

Ноу-хау под капотом

Добавлено: 2014-06-22, просмотров: 648


Инженеры и ученые создают инновационный дизель

Моторное производство ЧТЗ-УРАЛТРАК оснащено современными обрабатывающими центрами. Фото: Пресс-служба ЧТЗ Уралтрак
Моторное производство ЧТЗ-УРАЛТРАК оснащено современными обрабатывающими центрами. Фото: Пресс-служба ЧТЗ Уралтрак
Уйти от импортной зависимости в стратегически важных для страны отраслях, в том числе в оборонно-промышленном комплексе, - такую задачу ставят федеральные власти перед субъектами РФ. Эту тему в ходе визита весной на Южный Урал заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин обсудил с руководителями оборонных заводов Челябинской области.

В УрФО сейчас производится более 30 процентов машиностроительной продукции страны (с учетом изделий оборонного назначения). Доля ОПК в валовом региональном продукте Челябинской области составляет почти 15 процентов, в этом секторе работает около 100 тысяч человек. Использование мощного производственного и кадрового потенциала оборонки поможет избавить от импортной зависимости всю машиностроительную отрасль региона и вывести ее на новый уровень развития.

К примеру, разработка на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) сверхмощного дизеля, по оценке экспертов, - это настоящий прорыв. И недавно стартовал совместный проект "ЧТЗ-УРАЛТРАК" и Южно-Уральского государственного университета, благодаря которому удастся поставить на поток выпуск востребованной продукции (как военной, так и гражданской), не имеющей аналогов в мире.

- Сегодня для новых образцов бронетехники военные заказывают силовые установки с особыми конструктивными параметрами. От чертежа двигателя до постановки его на конвейер обычно проходит три-пять, а то и семь лет. Специальный центр двигателестроения значительно ускорит этот процесс, - говорит руководитель проекта по созданию современных двигателей на ЧТЗ Владимир Мурзин.

Некоторые модели изначально разрабатываются для изделий спецназначения, но со временем их адаптируют и для гражданской, в том числе дорожно-строительной, техники. В центре дизелестроения планируется продолжить и разработку моторов, предназначенных для нового поколения машин.

- Ряд российских производителей сегодня выпускает современные дизели, однако они разной размерности, с низкой степенью унификации, поэтому их использование при создании машин одного семейства экономически невыгодно, - поясняет Владимир Мурзин. - К тому же в существующих образцах велика доля зарубежных комплектующих, что делает их "российскими" лишь отчасти. Пора переломить эту тенденцию.

В центре дизелестроения Южного Урала будет создана собственная исследовательская база, исключена зависимость от поставок импортных комплектующих и материалов. У Челябинской области есть необходимый потенциал, чтобы стать ведущим регионом в области двигателестроения в РФ. Главное преимущество - высокопрофессиональный кадровый состав: инженеры ЧТЗ накопили богатый опыт, десятки лет создавая дизели для танков, а теперь к ним присоединятся ведущие вузовские специалисты.

- В университете сформирована богатая научно-исследовательская база: действуют испытательные центры дизельных двигателей большой мощности, триботехнологий (снижение трения и износа деталей механизмов), нанотехнологий, экспериментальной механики (разработка новых конструкций), - рассказывает ректор НИУ ЮУрГУ Александр Шестаков. - Сложнейшие инженерные расчеты выполняются в суперкомпьютерном центре ЮУрГУ, с помощью которого планируется создавать цифровые модели двигателей, что позволит оптимизировать их параметры и находить наилучшие решения за более короткое время.

"Российская газета"